Helicopter что это. Helicopter что это Действующий физический прибор

ГЕЛИКОПТЕР , летательная машина тяжелее воздуха, подъем которой происходит за счет направленной вверх тяги, развиваемой одним или несколькими воздушными винтами с вертикальной осью, приводимыми во вращение двигателем. Этот принцип поддержания аппарата в воздухе, совершенно отличной от такового в аэроплане , делает возможным для геликоптера ряд режимов, которые не могут быть осуществлены аэропланом, а именно: 1) взлет с места без разбега и подъем по вертикали; 2) неподвижное «висение» в воздухе; 3) спуск под любым углом (включительно до прямого) и посадка без горизонтальной скорости, а, следовательно, и без пробега. Геликоптер, как и аэроплан, имеет возможность двигаться по горизонтальному или наклонному направлению с достаточно большими скоростями. Подъем и посадка без горизонтальной скорости значительно упрощают вопрос о вынужденных посадках на пересеченную местность и дают возможность применять геликоптер как машину ближнего городского транспорта. Неподвижное «висение» в воздухе также представляет большой интерес для целого ряда мирных и военных целей (для фотографирования местности, корректирования артиллерийской стрельбы, бомбометания и прочего).

Проблема геликоптера еще далеко не получила своего полного разрешения, и работы по его осуществлению не вышли еще из стадии предварительных опытов. Достигнутые в настоящее время (1928 год) результаты полетных испытаний различных геликоптеров сводятся к следующему: а) максимальная продолжительность полета 8 минут, б) наибольшая длина пройденного пути 120 м, в) наибольшая высота 50 м (привязной геликоптер) и 6 м (свободный геликоптер), г) максимальный поднятый груз 450 кг (пилот, 4 пассажира, горючее, масло) и д) наибольшая горизонтальная скорость 30 км/ч.

На основании ряда построенных машин, а также многочисленных проектов и патентных заявок можно наметить следующие возможные типы геликоптеров, распределив их по основным признакам.

I. По способу осуществления подъема : 1) одновинтовые, 2) двухвинтовые с винтами, установленными на одной общей оси (соосные), 3) двухвинтовые с винтами, установленными на двух параллельных осях, и 4) четырех- и многовинтовые.

II. По способу устранения крутящего реактивного момента могут быть: 1) с вращением несущих винтов в противоположные стороны, 2) с устройством специальных рулевых винтов (одного или нескольких) и 3) с устройством специальных направляющих поверхностей (лопаток).

III. По способу осуществления поступательного передвижения : 1) с постановкой специального тянущего винта, 2) с наклонением оси винта в сторону движения и 3) с наклонением всего аппарата с винтом в сторону движения путем постановки специального хвостового винта или применения особого приспособления - так называемого автомата-перекоса. Все эти возможные варианты в тех или иных комбинациях представлены в схематическом виде на фиг. 1.

В таблице приведены основные данные наиболее интересных из построенных геликоптеров.

Одной из наиболее трудных задач для практического использования геликоптера является устойчивость аппарата, «висящего» в воздухе на вращающемся винте. Целый ряд причин (ветер, близость земли, горизонтальное движение и т. п.) могут вызывать моменты, опрокидывающие его в ту или иную сторону. Точно так же вопросы веса всей конструкции, имеющие для геликоптера значение не меньшее, чем для аэроплана, становятся более трудными для разрешения, т. к. здесь прибавляются сложные передаточные механизмы, легкое и надежное осуществление которых весьма затруднительно.

По основному принципу своей работы несущий винт геликоптера не отличается от обычного воздушного винта, но может, однако, находиться в условиях, совершенно отличных от винта аэропланного. Прежде всего, винт геликоптера или вовсе не перемещается вдоль своей оси (при «висении») или перемещается со сравнительно небольшой осевой скоростью (при подъеме и спуске). Чтобы достигнуть возможно большей тяги на 1 л. с., выгодно увеличивать диаметр винта, причем приходится уменьшать число оборотов. Однако с увеличением диаметра возрастает вес винта, так что для каждого отдельного случая путем расчета могут быть выбраны наивыгоднейшие соотношения между мощностью мотора, диаметром, числом оборотов и шагом винта. Сообразно с указанным выше, винты делаются двух- трех- и четырехлопастными. При всяком движении геликоптера, кроме строго вертикального, особенно же при горизонтальном, винт окажется работающим в косом потоке воздуха, или, как это принято называть, с косой обдувкой, т. е. в плоскости винта будет иметь место известная скорость воздуха. Так, например, правая лопасть (смотря по направлению полета) будет иметь скорость относительно воздуха, равную сумме окружной скорости rw и скорости горизонтального полета v, а левая - равную их разности (фиг. 2).

При этом подъемная сила каждой лопасти, проходящей через правое положение, будет больше, чем проходящей через левое, примерно, в отношении

что дает некоторый момент относительно центра винта в плоскости, проходящей через его ось и перпендикулярной к направлению полета. Чтобы не дать этому моменту перевернуть геликоптер, надо или устранить его или уравновесить таким же моментом. В многовинтовых геликоптерах это легко достигается вращением винтов в противоположные стороны; при одновинтовых требуется специальный механизм - так называемый автомат-перекос. Сущность последнего заключается в том, что он дает возможность изменять углы атаки лопастей винта при вращении т. о., что при прохождении лопасти через правое положение угол атаки лопасти, а, следовательно, и ее коэффициент подъемной силы, уменьшается, при прохождении же через левое - увеличивается. Таким путем может быть достигнуто равенство подъемных сил правой и левой лопасти и уничтожен опрокидывающий момент. При помощи этого же механизма летчик может произвести наклон всего аппарата в любом направлении. Элементарная схема такого устройства изображена на фиг. 3.

Кроме косой обдувки, интересно отметить режим «торможения», т. е. спуска геликоптера с работающим мотором (на неполной мощности). Здесь винт будет испытывать как бы тормозящее действие воздуха, обдувающего его снизу. В зависимости от соотношения между мощностью мотора и вертикальной скоростью величина этого торможения может быть различна; она может быть и такова, что остановит винт и начнет его вращать в обратную сторону, как ветряную мельницу.

Кроме того, представляет особый интерес работа винта геликоптера на режиме авторотации, когда геликоптер спускается с неработающим мотором и винт вращается от набегающе-го снизу потока. Выяснилось, что в этом слу-чае винт оказывает сопротивление падению большее, чем сплошной диск с диаметром, рав-ным диаметру винта; это дает возможность осуществить спуск геликоптера даже в случае останов-ленного мотора. Однако, чтобы не дать винту вращаться в обратную сторону (что весь-ма невыгодно в силовом и в аэродинамиче-ском отношении), нужно иметь возможность одновременно у всех лопастей изменять шаг, уменьшая его и даже доводя до отрицатель-ного. При подходе к земле можно до некото-рой степени использовать живую силу вращающегося винта и внезапным увеличением угла атаки всех его лопастей вызвать кратковременное увеличение его подъемной си-лы, что может быть весьма существенно для уменьшения вертикальной скорости в самый момент посадки.

Все перечисленные режимы винта геликоптера, про-стые в принципе, на практике с трудом поддаются расчету и требуют ряда опытов для окончательного выяснения. Равным обра-зом и конструктивное осуществление меха-низмов автомата-перекоса, изменения ша-га, передач и т. п. настолько трудно, что до сего времени не получено хотя бы сколько-нибудь приемлемого решения.

Существует версия происхождения слова «вертолёт» от названия предприятия-производителя вертолётов «Vertol» (название, в свою очередь, произошло от сокращения термина «Vertical Take-off and Landing aircraft» - «воздушное судно вертикального взлёта и посадки»). В 1959 году советская делегация, в состав которой входил и разработчик первых советских серийных вертолётов М. Л. Миль , приобрела в США образцы американских вертолётов Sikorsky S-58 и Vertol V-44 . Именно с этого времени слово «вертолёт» в русском языке окончательно вытеснило слово «геликоптер» для обозначения этих машин.

Основные принципы

Ми-10К - вертолёт-кран

четырёхместный вертолёт Robinson-R44

Также существуют варианты с расположением рулевого винта на крыле вертолёта , при этом винт не только противодействует реактивному моменту и участвует в путевом управлении, но и создаёт дополнительную тягу, направленную вперёд, разгружая тем самым несущий винт во время полёта.

При использовании соосной схемы противоположно вращающихся винтов, реактивные моменты взаимно компенсируются, при этом дополнительная мощность от двигателей не требуется. Однако такая схема заметно усложняет конструкцию вертолёта.

В случае, если винт приводится во вращение реактивными двигателями , закреплёнными на самих лопастях, реактивный момент почти не заметен.

Для разгрузки несущего винта на большой скорости вертолёт может оснащаться достаточно развитым крылом , для увеличения путевой устойчивости может также применяться оперение .

Когда вертолёт летит вперёд, лопасти, движущиеся вперёд, имеют бо́льшую скорость относительно воздуха, чем движущиеся назад. Вследствие этого одна из половин винта создаёт бо́льшую подъёмную силу, чем другая, и возникает дополнительный кренящий момент. При этом половина винта с наступающими лопастями по отношению к набегающему воздушному потоку под действием этого потока стремится совершить взмах вверх в горизонтальном шарнире. При наличии жёсткой связи с автоматом перекоса это ведёт к уменьшению угла атаки и, следовательно, к уменьшению подъёмной силы. На другой же половине винта лопасти испытывают гораздо меньшее давление воздуха, угол установки лопастей увеличивается, увеличивается и подъёмная сила. Этот простой способ уменьшает влияние кренящего момента. Стоит отметить, что на отступающих лопастях, при определённых обстоятельствах, может наблюдаться срыв потока , а концевые участки наступающих лопастей могут преодолевать волновой кризис при прохождении звукового барьера.

Кроме того, для улучшения устойчивости во время полёта, повышения наибольших скорости и грузоподъёмности применяют дополнительные крылья (например, на Ми-6 и частично на Ми-24 - у этого вертолёта роль дополнительных крыльев выполняют пилоны подвесного оружия). За счёт дополнительной подъёмной силы на крыльях удаётся разгрузить несущий винт, снизить общий шаг винта и несколько снизить силу эффекта кренения, однако в режиме висения крылья создают дополнительное сопротивление нисходящему воздушному потоку от несущего винта, тем самым снижая устойчивость.

Одновинтовой вертолёт

Вертолёт с реактивным приводом несущего винта (реактивный вертолёт ) - вертолёт, несущий винт которого приводится во вращение при помощи реактивных двигателей или сопел , установленных на лопастях винта. В данной схеме отсутствует механический привод несущего винта, и передаваемый от винта момент незначителен. Для его компенсации и путевого управления на вертолёте устанавливают рулевые поверхности, небольшой рулевой винт или реактивные рулевые сопла.

Сюда же можно отнести экспериментальные вертолёты с маленькими тянущими винтами на каждой лопасти несущего винта и компрессорный привод несущего винта , когда к соплам на лопастях подводится сжатый воздух от компрессора («холодный цикл») или продукты горения под большим давлением («горячий цикл»).

Одновинтовой вертолёт с рулевым винтом - вертолёт, реактивный момент несущего винта которого компенсируется дополнительным рулевым винтом , установленным на хвостовой балке (оперении). Рулевой винт служит также средством путевого управления вертолётом. Данная схема получила наибольшее распространение - по ней построено подавляющее большинство вертолётов в мире, поэтому она часто называется классической схемой .

Вертолёт со струйной системой управления - вертолёт, реактивный момент несущего винта которого компенсируется системой сопел по длине и на конце хвостовой балки. Данная система за рубежом получила название NOTAR .

Одновинтовой вертолёт с винтами-компенсаторами (комбинированный вертолёт ) - одновинтовой вертолёт, имеющий два воздушных винта , установленных на поперечных консолях (крыле или ферме). Реактивный момент несущего винта компенсируется разностью тяг воздушных винтов. Данная схема нашла применение при создании винтокрылов .

Одновинтовой вертолёт с рулевыми поверхностями - вертолёт, реактивный момент несущего винта которого компенсируется за счёт рулевых поверхностей, отклоняющих воздушный поток от несущего или толкающего хвостового винта.

Двухвинтовой вертолёт

Вертолёт Cierva W.11

Трёхвинтовой вертолёт - вертолёт, имеющий три несущих винта, расположенных в плане в виде треугольника. Реактивный момент несущих винтов в случае их однонаправленного вращения компенсируется за счёт наклона осей вращения винтов .

В случае, когда два несущих винта вращаются в одном направлении, а третий - в противоположном, появляется пара винтов, вращающихся в разных направлениях, общий реактивный момент которых взаимно уравновешивается. Для компенсации реактивного момента оставшегося непарного винта достаточно наклонить только его ось вращения.

Разновидностью данной схемы является трёхвинтовой вертолёт с малым хвостовым несущим винтом . Данная схема в сущности представляет собой двухвинтовой вертолёт поперечной схемы с хвостовым (задним) горизонтальным рулевым винтом. В этой схеме хвостовой винт значительно меньше двух остальных несущих винтов, создающих основную подъёмную силу. Хвостовой винт служит рулём высоты и иногда рулём направления . Реактивные моменты несущих винтов в данной схеме не уравновешиваются полностью, но влияние хвостового винта незначительно.

Четырёхвинтовой вертолёт (квадрокоптер ) - вертолёт, имеющий четыре несущих винта, расположенных на концах крыльев или ферм . За счёт противоположного направления вращения в каждой паре (передней и задней) несущих винтов, реактивный момент пар винтов уравновешивается на крыльях (фермах).

Классификация по взлётному весу

  • Сверхлёгкие - вертолёты со взлётным весом до 1000 кг;
  • Лёгкие - вертолёты со взлётным весом от 1000 до 4500 кг;
  • Средние - вертолёты со взлётным весом от 4500 до 13000 кг;
  • Тяжёлые - вертолёты со взлётным весом более 13000 кг.

Разделение средних и тяжёлых вертолётов отличается в России и за рубежом. Поэтому некоторые вертолёты могут классифицироваться в России как средние, а за рубежом - как тяжёлые.

В отдельных случаях может использоваться дополнительный класс сверхтяжёлых вертолётов (например: вертолёт Ми-12).

Классификация по назначению

Почтовая марка в честь 50-летия вертолётного спорта

  • Категория A - лётно-технические характеристики вертолёта при отказе одного двигателя в любой точке траектории взлёта позволяют прекратить взлёт и совершить безопасную посадку на взлётную площадку (прерванный взлёт ) или продолжить взлёт и набор высоты (продолженный взлёт ). Также характеристики вертолёта при отказе одного двигателя в любой точке траектории посадки позволяют выполнить безопасную посадку (продолженная посадка ) или прекратить посадку и перейти в набор высоты (прерванная посадка ). Данная категория относится к многодвигательным вертолётам. При сертификации рекомендуется вертолётам со взлётным весом более 9080 кг и перевозящим более 9 пассажиров.
  • Категория B - вертолёты, не попадающие под категорию A. При отказе одного двигателя на взлёте или посадке лётно-технические характеристики вертолёта обеспечивают выполнение безопасной посадки (прерванный взлёт, продолженная посадка).

Вертолёт может быть сертифицирован по обеим категориям.

Классификация ICAO (по классам воздушных судов)

Классификация FAI

Все вертолёты отнесены к классу E-1.

Для более правильного отражения особенностей вертолётов разной взлётной массы дополнительно введены подклассы:

  • E-1a - со взлётной массой до 500 кг;
  • E-1b - со взлётной массой от 500 до 1000 кг;
  • E-1c - со взлётной массой от 1000 до 1750 кг;
  • E-1d - со взлётной массой от 1750 до 3000 кг;
  • E-1e - со взлётной массой от 3000 до 4500 кг;
  • E-1f - со взлётной массой от 4500 до 6000 кг;
  • E-1g - со взлётной массой от 6000 до 10000 кг;
  • E-1h - со взлётной массой от 10000 до 20000 кг;
  • E-1j - со взлётной массой от 30000 до 40000 кг.

Предыстория

Первые идеи

Первое упоминание о вертикально взлетающем аппарате появилось в Китае около 400 года н. э. Аппарат представлял собой игрушку в виде палки с прикреплёнными к концу этой палки перьями в виде винта, которую следовало раскручивать в зажатых ладонях для создания подъёмной силы, а затем отпускать .

Известны проекты различных летательных аппаратов , не являющиеся вертолётами, начиная с летательного аппарата Леонардо да Винчи (1475 год) и далее до, например, автожира Хуана де ла Сиервы (1920 год).

Действующий физический прибор

«Прототип» М. В. Ломоносова. 1754

Независимо от идеи летательного аппарата Леонардо да Винчи , труды которого были найдены много позже, М. В. Ломоносов пытался создать летательный аппарат вертикального взлёта, который должны были обеспечивать спаренные винты (на параллельных осях [ ]), однако это устройство не подразумевало пилотируемых полётов - основным предназначением данного прибора были метеорологические исследования - всяческие измерения на разных высотах (температура, давление и т. д.). Из документов можно понять, что идея эта не нашла воплощения, в то же время можно сделать вывод о том, что это был первый настоящий прототип вертолёта. Учёному удалось только сделать физический прибор для демонстрации принципа вертикального полёта . Вот что сказано в протоколе конференции Академии Наук (1754, июля 1; перевод с латинского) и в отчёте М. В. Ломоносова о научных работах в 1754 году (1755):

№ 4…Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретённую им машину, называемую им аэродромической [воздухобежной], которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух [отбрасывать его вниз], отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, чтобы можно было обследовать условия [состояние] верхнего воздуха посредством метеорологических машин [приборов], присоединённых к этой аэродинамической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, [машина] поднималась в высоту и потом обещала достижение желаемого действия. Но это действие, по суждению изобретателя, ещё более увеличится, если будет увеличена сила пружины и если увеличить расстояние между той и другой парой крыльев, а коробка, в которой заложена пружина, будет сделана для уменьшения веса из дерева. Об этом он [изобретатель] обещал позаботиться… /
№ 5 …Делал опыт машины, которая бы, поднимаясь кверху сама, могла поднять с собою маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая хотя с лишком на два золотника облегчилась, однако к желаемому концу не приведена.

Проект д’Амекура

Первые успехи

Главной причиной появления вертолётов, которые смогли оторваться от земли, стало применение в качестве силовой установки бензинового двигателя , обладающего по отношению к паровому двигателю большей мощностью при меньшем весе.

Вертикальный полёт

Первый в истории вертикальный полёт состоялся 24 августа (по другим источникам, 29 сентября) 1907 года и продолжался одну минуту (истины ради стоит заметить, что полёт проходил на привязи, без пилота и не был управляемым). Вертолёт, построенный братьями Луи и Жаком Бреге (Louis & Jacques Bréguet) под руководством профессора Шарля Рише (Charles Richet), поднялся в воздух на 50 см. Аппарат имел массу 578 кг и был оснащён двигателем Antoinette мощностью 45 л. с. Gyroplane имел 4 несущих винта диаметром 8,1 м, каждый винт состоял из восьми лопастей , попарно соединённых в виде четырёх вращающихся бипланных крыльев. Суммарная тяга всех винтов составляла 560-600 кг. Максимальная высота полёта на режиме висения - 1,525 м была достигнута 29 сентября. Также существуют данные о том, что в 1905 году француз М. Леже создал аппарат с двумя противоположно вращающимися винтами, который мог на некоторое время отрываться от земли .

Первый лётчик

Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский механик велосипедов Поль Корню (Paul Cornu). 13 ноября 1907 года он сумел, на сконструированном им вертолёте, подняться вертикально в воздух на высоту 50 см и провисеть в воздухе 20 секунд. Основное достижение Корню состояло в попытке сделать вертолёт управляемым (нельзя сказать, правда, что эта попытка увенчалась полным успехом), для чего изобретатель установил под винтами специальные поверхности, которые, отражая поток воздуха от винтов, давали аппарату определённый запас манёвренности. Но и этот вертолёт был плохо управляемым.

Схема с автоматом перекоса

До изобретения автомата перекоса управлять полётом вертолёта предполагалось с помощью отклоняемых поверхностей (рулей) или с помощью дополнительных боковых винтов. С помощью автомата перекоса стало возможным управлять вертолётом непосредственно несущим винтом . 18 мая 1911 года выдающийся инженер Б. Н. Юрьев опубликовал «схему одновинтового вертолёта с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей » . До настоящего времени этот механизм используется на большинстве вертолётов. В 1912 году Юрьев построил первый макет одновинтового вертолёта с рулевым винтом. Однако, из-за отсутствия денег он не смог запатентовать свои изобретения и продолжить разработки.

Устойчиво управляемый полёт

В 1922 году профессор Георгий Ботезат , эмигрировавший после революции из России в США, построил по заказу армии США первый устойчиво управляемый вертолёт, который смог подняться в воздух с грузом на высоту 5 м и находиться в полёте несколько минут.

Хронология

  • - 1912 годы - учась в , И. И. Сикорский спроектировал и построил 6 вертолётов
  • 24 апреля 1924 года аргентинский инженер Рауль Патерас Пескара установил первый мировой рекорд дальности полёта на вертолёте Pescara No. 3 - 736 м.
  • 4 мая 1924 года французский инженер Этьен Эмишен пролетел на своём вертолёте 1100 м по замкнутому треугольному маршруту. Полёт продолжался 7 мин 40 с.
  • В 1930 году итальянская машина конструкции д’Асканио пролетела 1078 м, став первым вертолётом, преодолевшим расстояние свыше 1 км.
  • 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на первом советском вертолёте ЦАГИ 1-ЭА неофициальный мировой рекорд высоты полёта - 605 м.
  • 21 декабря 1935 года вертолёт соосной схемы Gyroplane конструкции Луи Бреге и Рене Дорана впервые развил скорость 100 км/ч.
  • В 1936 году немецкий инженер Фокке создал вертолёт Focke-Wulf Fw 61
  • 14 сентября 1939 года И. И. Сикорский оторвал вертолёт VS-300 собственной конструкции от земли.
  • 4 марта 1940 года Правительство СССР издало Постановление о создании нового вертолёта, к разработке которого приступило ОКБ-3 МАИ под руководством И. П. Братухина . 27 июля 1940 года был утверждён эскизный проект вертолёта, получившего обозначение 2МГ «Омега» (двухмоторный геликоптер поперечной схемы).
  • В 1942 году немецкий вертолёт Flettner Fl 282 (с перекрещивающимися осями несущих винтов, или синхроптер) взлетел с крейсера «Кёльн», став первым вертолётом палубной авиации.
  • 14 января 1942 года состоялся первый полёт вертолёта R-4 фирмы Sikorsky . Двухместный R-4, созданный на базе VS-300, стал первым в мире серийным вертолётом.
  • В декабре 1942 года первый экземпляр маленького одноместного вертолёта Bell-30 конструкции Артура Янга оторвался от земли. С этого вертолёта, собственно, и началась история фирмы Bell .
  • Весной 1943 года совершил первый полёт WNF-342 Фридриха Доблхофа - первый в мире реактивный вертолёт.
  • В июле 1945 года на армейском вертолёте R-6A был совершён беспосадочный перелёт протяжённостью 690 км (2 марта 1944 года на таком же вертолёте были установлены неофициальные рекорды дальности полёта по прямой - 623 км и продолжительности полёта - 4 ч 55 мин).
  • 6 августа 1969 года лётчик-испытатель В. П. Колошенко на сверхтяжёлом вертолёте Ми-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2 255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор.
  • 26 мая 2005 года вертолёт под управлением французского пилота Дидье Дельсаля достиг высшей точки Земли - горы Эверест .
  • В августе 2009 года группой российских пилотов совершён первый перелёт через Атлантику на лёгких вертолётах Robinson R44 .

В Российской империи

Игорь Сикорский построил в Российской империи два вертолёта - в 1908 и 1909 годах. Вертолёт поднимался в воздух, но был недостаточно силён, чтобы поднять пилота. Поэтому Сикорский охладел к вертолёту и занялся конструированием аэроплана. Сикорский вернулся к вертолётам только в 1938 году, пытаясь сохранить предприятие

В разделе Наука, Техника, Языки на вопрос Что такое геликоптер? заданный автором Ефим Смирнов лучший ответ это Геликоптер в отечественном понимании - это не совсем вертолёт.
Был такой класс аппаратов тяжелее воздуха. У них имелся несущий винт, но он вращался не двигателем, а набегающим потоком воздуха, и заменял крылья. Причём крылья тоже имелись, но не очень большой площади, служили для управления полётом. Набегающий поток воздуха, и, собственно тяга, создавались обычным самолётным тянущим винтом. Первоначальная раскрутка несущего винта производилась через спец. привод от основного двигателя, но взлетали и садились геликоптеры по-самолётному, т. к. тяги винта для вертикального взлёта не хватало. Двигатели тогда были слабоваты.
Основными преимуществами геликоптеров по сравнению с самолётами были укороченный взлёт и посадка, а так же возможность перемещения в воздухе на скоростях от 30 км/ч без срыва в штопор. Кроме того, была возможность сравнительно безопасной посадки на авторотации, в случае выхода из строя двигателя.
Соответственно, основным применением таких аппаратов была корректировка артилерийского огня, и частично - доставка почты. Для других целей не хватало грузоподъёмности.
После появления вертолётов от геликоптеров полностью отказались.
Крупными сериями геликоптеры не строились, слишком незначительны были их преимущества перед самолётами, при куче недостатков.
Их разработка и строительство продолжались со второй половины 1920-тых до середины 1930-тых годов.

Ответ от Аничка [гуру]
вертолет


Ответ от ДИНамовец По духу [гуру]
Большая Советская Энциклопекдия
Геликоптер (от греч. hélix, родительный падеж hélikos - спираль, винт и pterón - крыло) , то же, что вертолёт…
Толковый словарь русского языка Ушакова
ГЕЛИКОПТЕР, а, м. [от греч. helix - винт и pteron - крыло] (авиац.) . Летательный аппарат тяжелее воздуха, поднимающийся в воздух вертикально при помощи воздушного винта на вертикальной оси…
Геликоптер см Гели от греч heacutelix родительный падеж heacutelikos спираль винт и pteroacuten крыло то же что вертолёт.. .
Большой Российский энциклопедический словарь
Геликоптер (от греч. helix - спираль, винт и pteron - крыло) , принятое за рубежом название верталета.


Ответ от Венера [гуру]
Вертолет.


Ответ от Антон Макеевский [гуру]
Вертолёт)


Ответ от Дама с собачкой [гуру]
вертолет

), принятое за рубежом название вертолета.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГЕЛИКОПТЕР" в других словарях:

    Геликоптер … Орфографический словарь-справочник

    геликоптер - а, м. hélicoptère m. <гр. helice винт + pteron крыло. устар. Вертолет. БАС 2. Геликоптеры. Орловский 144. 28 апреля Ланнуа и Бьенвеню построили первый геликоптер. НИТ 11 358.Читал я однажды.. и о геликоптерах русского названия вертолеты тогда … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Винтокрылая машина, вертолет Словарь русских синонимов. геликоптер см. вертолёт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    геликоптер - и допустимо геликоптер. Произносится [геликоптэр] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ГЕЛИКОПТЕР, геликоптера, муж. (от греч. helix винт и pteron крыло) (авиац.). Летательный аппарат тяжелее воздуха, поднимающийся в воздух вертикально при помощи воздушного винта на вертикальной оси. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (гр. helix (helikos) спираль, винт + pteron крыло) вертолет. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. геликоптер геликоптера, м. [от греч. helix – винт и pteron – крыло] (авиац.). Летательный аппарат тяжелее воздуха, поднимающийся в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Принятое за рубежом название вертолёта. Энциклопедия «Техника». М.: Росмэн. 2006. Геликоптер (от греческого hеlix спираль, винт и pterоn крыло) принятое за рубежом название вертолёта … Энциклопедия техники

    - [тэ]; ГЕЛИКОПТЕР, [тэ], а; м. [от греч. hēlix спираль, винт и pteron крыло]. Устар. Вертолёт. * * * геликоптер (от греч. hélix спираль, винт и pterón крыло), принятое за рубежом название вертолёта. * * * ГЕЛИКОПТЕР ГЕЛИКОПТЕР (от греч. helix… … Энциклопедический словарь

    геликоптер - I гелико/птер (тэ) = геликопте/р; (от греч. h ēlix спираль, винт и pterón крыло); устар. Вертолёт. II геликопте/р (тэ/) а; м.; см. геликоптер II … Словарь многих выражений

    - (от греч. hélix, родительный падеж hélikos спираль, винт и pterón крыло) то же, что Вертолёт … Большая советская энциклопедия

Книги

  • , Жабров А. А.. Самолет планер автожир геликоптер Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1947 года (издательство`Москва`). В…
  • Самолет планер автожир геликоптер , Жабров А. А.. Самолет планер автожир геликоптер Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1947 года (издательство "Москва")…