Информация о швейной машинке. Наглядная история швейной машины

История создания швейной машинки.

История начинается в тот самый момент, когда древняя женщина впервые взяла в руки костяную иглу. Позднее был изобретен крючок для продевания нити через пробитые в ткани дырки. А после этого уже игла с ушком для нити.

Некое подобие швейной машинки возникло в 14 веке в Голландии.

Первый проект швейной машинки предложил Леонардо да Винчи в 15 веке. Однако идея великого ученого так и не была воплощена. И только в 1755 году Карл Вейзенталь смог получить патент на изобретение швейной машинки, которая копировала стежки, сделанные вручную. А в 1790 году англичанин Томас Сент создал машинку, предназначенную для шитья сапог. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Бартелеми Тимонье. Однако все эти механизмы не получили широкого практического применения. И только в начале 1845 года американский механик Эллиас Хоу сконструировал первую практически годную машину, дававшую двойную строчку и делавшую 300 стежков в минуту.

Первая швейная машинка, более-менее похожая на современную, появилась в 18 веке. Все упомянутые выше изобретения лишь воссоздавали ручное шитье и могли шить лишь в одну нить. При этом ткань обязательно должна была находиться в вертикально положении, а сам шов довольно легко распускался.

Настоящая история создания швейной машины начинается с Зингера.

Исаак Зингер, инженер-самоучка, работал в небольшой мастерской по ремонту швейных машин. Однажды, во время ремонта очередной машинки он решил, что может придумать более совершенный аппарат. Зингер занял у знакомого 40 долларов, потратил на работу 11 дней и построил новую швейную машинку. Это устройство позволяло делать не только прямые швы, а любые. Ткань прижималась к столешнице специальной «лапкой», а сам механизм приводился в действие удобной ножной педалью, что освобождало руки портнихи, и позволяло придерживать и направлять ткань. Однако Зингер на этом не остановился, продолжая совершенствовать свое изобретение. Также Зингер стал первым изготовителем швейных машинок, который решил продавать отдельно от агрегатов запчасти к ним.

Первые швейные машинки этой фирмы стояли очень дорого – 125 долларов. Тогда Зингер принял решение продавать машины в рассрочку. Этот шаг увеличил продажи до 1000 экземпляров в год. И к 1875 году оборот его компании вырос аж в 200 раз. Такой скачок помог снизить стоимость машинки с 200 долларов до 10.

В конце 19 и на протяжении всего 20 века швейные машинки становятся невероятно популярными. Их покупают и продают огромными партиями. Появляются все новые и новые фирмы по производству этих агрегатов, хотя компания «Зингер» остается мировым лидером по числу продаж машинок.

В России в Санкт-Петербурге в 1866 году была открыта первая фабрика по производству швейных машин. Ее основателем был Роберт Гец, позднее фабрику расширил Леон Кастелейон, наладив производство различных видов машинок. В 1902 году в Подольске была основана фабрика по производству машинок «Зингер». Поначалу предприятие насчитывало несколько маленьких мастерских, где собирались машины. Однако позднее фабрика разрослась так, что имела 65 представительств в различных областях страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье раскравается этапы создания и развития системы профессионально-технического образования в России....

История создания и модернизации пишущих машинок

В презентации описывается хронология создания первых пишущих машинок. Слайды оформлены фотографиями и графическими изображениями эти устройств....

Презентация-конспект "История создания музыкального произведения" - Л.Бетховен, Ф.Шиллер Ода "К радости"

Презентация была подготовлена к открытому уроку в Детской школе искусств по теме "Формы работы и виды деятельности на уроке вокального ансамбля". Использовалось как наглядное пособие для раскрытия пун...

В те времена, когда процессы изготовления нитей, прядение, и сплетения их в ткань (ткацкими станками пользовались уже древние египтяне) были механизированными, шитьё оставалось исключительно ручной работой. Попытки придумать агрегат, способный воспроизвести ручное шитьё, предпринимались уже в XIV веке. Свидетельства рассказывают о созданном в середине XIV века голландцами огромном колёсном механизме, который был способен делать длинные прямые строчки, стачивая большие полотна ткани. Агрегат применялся при изготовлении парусов. Однако до наших дней ни дошло ни имени изобретателя, ни даже чертежей - одна легенда, позволяющая предположить, что первая машина совсем не походила на то, чем мы пользуемся сейчас.
Следующей сохранённой историей попыткой создания машины для шитья были чертежи вездесущего Леонардо да Винчи (конец XV века). Согласно рисункам неутомимого изобретателя, агрегат напоминал скорее верстак с зажатыми в тиски линейками. Так или иначе, этой задумке не было суждено воплотиться в жизнь.

Изобретение Томаса Сента, машина для шитья сапог и ботинок, 1790 год
Фото: madeupinbritain.uk

Последовавшие за этим попытки механизировать труд портных тоже были не слишком успешными, однако каждая из них понемногу приближала изобретателей к открытию. Например, в 1755-м Карл Вейзенталь получил патент на иглу, которую можно было использовать в швейном механизме - сам механизм, правда, оказался «нежизнеспособным». В 1790 году Томас Сент придумал машину для тачания ботинок и сапог - она шила одной ниткой. Век спустя энтузиасты попытались воспроизвести агрегат, следуя чертежам Сента. Машину собрали, но шить её заставить не удалось. В 1814-м австрийский портной Йозеф Мадерспергер попытался сделать швейную машинку на основе конструкции ткацкого станка: этот опыт тоже был неудачным, зато история обрела иглу с ушком у острия, как у современных машин.


Машина Йозефа Мадерспергера
Фото: polytechnic.edu.na

«Двести стежков в минуту»!

В 1830-м французу Бартоломью Тимонье удалось, используя иглу, придуманную Мадерспегером, сделать швейную машину, которая действительно работала. Тут же агрегат был тиражирован количеством в 80 штук и употреблён на нужды армии для шитья обмундирования. Через два года «Берлинская иллюстрированная газета» писала: «Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть её собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Всё это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики!». Машина давала цепной шов, используя одну нитку - стоило в таком шве порваться одному стежку, и весь он распускался.


Машина Бартоломью Тимонье, 1830 год
Фото: science4fun.info

Челнок как революция

Революцию в процессе создания швейной машинки произвело употребление в её устройстве механизма, действовавшего наподобие челнока. Такой способ уводил изобретателей от попыток заставить машинку воспроизвести ручной шов в одну нитку, делал строчку прочнее и приближал агрегаты к виду и устройству современных швейных машин. Теперь инициативу европейских изобретателей перехватили американцы. Несколько не самых удачных попыток в 1830−40-х, и наконец - в 1846 году американец Элиас Хоу создаёт высокоскоростную (300 стежков в минуту!) машину, которая поступает в продажу. Журнал «Scientific American» называет изобретение экстраординарным, однако портные, привыкшие шить по‑старинке, покупать новинку не спешат. Не добившись предпринимательского успеха в Америке, Хоу отправляется с пропагандой своего изобретения в Англию, но и там не добивается особого успеха. Почти разорённый, Хоу возвращается на родину и обнаруживает, что его детище тут довольно успешно продаётся. Однако значится создателем и заправляет делами совсем другой человек!


Машина Элиаса Хоу
Фото: recollections.biz

Как Зингер стал изобретателем машины Хоу

Человеком, подарившим популярность идее Хоу и заставившим мир перейти на машинную строчку, стал Исаак Меррит Зингер. Справедливости ради надо сказать, что, прежде чем дать изобретению Хоу своё имя и запустить агрегат в широкую продажу, Зингер его значительно усовершенствовал. Выходец из семьи немецких переселенцев, Зингер с детства отличался смелостью и самостоятельностью. В 12 он бросил школу и сбежал из дому, работал подмастерьем у механика, затем сбежал и оттуда, сделавшись бродячим артистом. Как следует поездив по Америке и, очевидно, познав себя и людей, Зингер вновь решил осесть и заняться работой с механизмами. В 20 лет он устроился в мастерскую, в том числе занимавшуюся починкой машинок Хоу. Машинки эти требовали ремонта постоянно, и у молодого механика был шанс досконально изучить их устройство. Однажды в сердцах он заявил боссу, что сможет сделать более совершенную и прочную машину, чем Хоу. Одолжив у приятеля 40 долларов, всего за 10 дней Зингер серьёзно доработал машину Хоу. Челнок он расположил горизонтально - нитки при шитье перестали путаться, добавил столик-доску для ткани и «лапку», прижимавшую материал к поверхности. В отличие от предшественницы, новая машина могла делать сколь угодно длинный шов и не обязательно прямой.


Первая швейная машинка Зингера
Фото: thespruce.com

В 1851-м Зингер получил патент, в 1852-м - продал первую машинку, в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество Singer Company, а через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Кстати, Элиас Хоу, вернувшийся в Америку и обнаруживший такое положение дел, подал в суд: иск его был удовлетворён, и Зингеру пришлось делиться с «первооткрывателем» механизма прибылью.


Статья о машине Зингера в «Scientific American"
Фото: smithsonianmag.com

Прибыль, между тем, была неплохая. Несмотря на весьма высокую цену, машинки Зингера быстро обрели популярность в Америке. Во‑первых, из-за уникального для тех времён предложения купить их в рассрочку, а во-вторых, из-за миллиона долларов, потраченных предпринимателем на рекламу. К 1863 году Singer Company продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи Singer появились во многих странах мира. К их числу относится и открытый в 1902 году в Подольске первый в России завод. Правда, к тому времени сам Зингер уже отошёл от дел, продав свою долю бизнеса компаньону. Кстати, сегодня компания его имени производит, помимо швейных машинок, уйму всего, от мебели и бытовых электроприборов до сложной военной и космической техники.

Для тех, кто шьёт:

По стопам Зингера



Силуэты старинных швейных машин
Фото: etaji.info

Дальнейшее усовершенствование швейной машины двигалось с куда более высокой скоростью. Развивало и усложняло своё детище сама империя Singer, плюс - по всему миру появились компании, идущие по её стопам: Pfaff, Veritas, Kaizer, Husqvarna, Janome… Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая - предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году. К началу ХХ века на специальных машинах уже шили не только одежду, но и брезентовые палатки, паруса, обувь, ремни, шляпы, шланги и переплёты книг. Примерно в то же время появились вышивальные и даже штопательные аппараты.


Одна из швейных машин Pfaff прошлого века
Фото: jomottershead.com

С годами вместе с функциональными возможностями менялся силуэт и отделка корпуса машинки. Дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры начиная со второй половины XX века перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски.


Одна из первых бытовых швейных машин Bernina
Фото: bernina.com


С приходом в промышленность пластика он частично заменил дерево и металл в производстве корпусов машин. С изобретением компьютера появились электронные машинки. Современная швейная машина часто - агрегат настолько сложный и многофункциональный, что все её возможности не изучишь даже за несколько дней работы. Между тем, во многих семьях по‑прежнему живы - и даже работоспособны! - машинки, сделанные век назад на подольском заводе, основанном компанией Зингера.

«Эволюция» швейной машины на примере Janome



1921


1948


1954


1964


1976


1983


2001


2006


2010


2015
Фото: janome.co.jp

Пожалуй, первейшей из швейных машин была одна из прародительниц, первой взявшей костяную (деревянную, каменную) иглу в свои руки. При чем это было скорее шило, чем игла. Несколько позже был придуман крючок, а, видимо, затем и собственно игла с ушком, причем ушко часто делалось в основании иглы, прямо как на современных швейных машинах.

Первыми, где-то в четырнадцатом веке, следует считать голландцев, в чьих мастерских по пошиву парусов впервые была применена колесная машина, стачивающая длинные полотна. К великому сожалению, неизвестно имя автора сего изобретения, известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места. Ручные машинки появились около двухсот пятидесяти лет назад и не представляли собой механизм, внешне похожий на современный.

Первый проект швейной машины был предложен в конце XV века Леонардо да Винчи, но так и остался невоплощенным. В 1755 году немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежков вручную. В 1790 году англичанин Томас Сент изобрел швейную машину для пошива сапог. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Б. Тимонье. Все эти машины не получили широкого практического применения. Изобретателем швейной машины челночного стежка считают американца Эллиаса Хоу, созданная им в 1845 году машина имела целый ряд недостатков, но все же была более пригодна для шитья, чем машины предыдущих изобретателей. Материалы в ней устанавливали вертикально, накалывали на шпильки транспортирующего рычага и перемещали в прямом направлении. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок, похожий на челнок ткацкого станка, совершал возвратно-поступательное движение. Машина получила практическое применение, но ее появление вызвало смятение среди портных. Последующими изобретателями швейная машина была усовершенствована.

В первых машинах А. Вильсона (1850 г.) и И. М. Зингера (1851 г.) игле сообщалось вертикальное движение, а материалы, прижатые лапкой, располагались на горизонтальной платформе. Прерывистое перемещение материалов осуществлялось зубчатым колесом, а затем зубчатой пластиной (рейкой). Здесь швейная машина была практически доведена до совершенного вида. На вопрос «Кто изобрел швейную машину?» большинство, не задумываясь, ответят: Зингер. Действительно, машинки Зингера, купленные прабабушками, до сих пор исправно работают во многих семьях. А кое-кто, возможно, вспомнит, что Зингер, получая патент на свое изобретение, изо всего множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Действительно, сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.

Энциклопедия Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона сообщает, что первый патент на машину для шитья обуви был выдан англичанину Томасу Сену в 1790 году. Машина, видимо, оказалась неудачной, и подробностей о ее работе не сохранилось. Не лучшими оказались и конструкции англичан Стоуна и Хендерсона 1804 года. Иглу с ушком возле острого конца предложил в 1814 году Мандерспергер, но и он успеха не добился. Создателем современной швейной машины по праву считается американец Элиас Гоу. Его машина, построенная в 1845 году, была сконструирована весьма удачно и делала до 300 стежков в минуту. На родине изобретение встретили недоверчиво и даже враждебно, поэтому Гоу уехал в Англию. Не добившись успеха за океаном и вернувшись через несколько лет в Америку, изобретатель обнаружил там ряд своих последователей. Наиболее удачливым из них был Исаак Зингер, оборотистый коммерсант и неплохой инженер. Сделав в машине Гоу несколько довольно ценных усовершенствований, он сумел развернуть ее производство не только в Америке, но и в Европе, разрекламировав швейную машинку как собственное изобретение. Гоу пришлось отстаивать свои права в суде. Он сумел выиграть процесс и получить компенсацию за убытки. Первый патент на изобретение швейной машины был выдан англичанину Чарльзу Вейзенталю в 1755 году, который получил патент на иглу, которую можно использовать для шьющего механизма. Машина же так и не была создана. Прошло еще 34 года до изобретения англичанина Томаса Саинта, которое и рассматривается как первая реальная швейная машина. В 1790 году изобретатель запатентовал машину, в которой шило делало отверстие в коже и позволяло игле проходить через нее. Критики указывали на то, что, весьма возможно, что Саинт только запатентовал идею и, наиболее вероятно, что сама машина так никогда и не была построена.

В 1880-х годах была сделана попытка воспроизвести машину по рисункам Саинта, оказалось, что она не будет работать без значительной модификации. История переносится в Германию, где около 1810 года изобретатель Бальтазар Кремс разработал машину для шитья кепок. Никакой точной даты нельзя указать, так как Кремс свои изобретения не запатентовал. Австрийский портной Джозеф Мадерспергер изобрел ряд механизмов в начале XIX столетия и получил патент в 1814 году. Он все еще работал над изобретением до 1839 года на помощь, предоставленную австрийским правительством, но так и не сумел собрать воедино все элементы в одной машине и, в конечном счете, умер нищим. Еще два изобретения были запатентованы в 1804 году: одно - во Франции Томасом Стоуном и Джеймсом Хендерсоном – машина, которая пыталась подражать ручному шитью, другое - Скоттом Джоном Дунканом - машина для вышивки, использовавшая множество игл. К сожалению, ничего не известно о судьбах этих изобретений. А в 1830 году французу Бартоломи Тимонье был выдан патент французским правительством, также ему был дан правительственный заказ на изготовление партии машин для пошива военной формы. К 1940-му году была построена небольшая фабрика, насчитывающая 80 машин. Но разгневанные портные, шьющие вручную, разгромили фабрику, уничтожив все машины. Тимонье с новой моделью машины уехал в Англию, где основал первую фабрику по производству одежды. К сожалению, он прогорел и умер в нищете в 1957 году. В Америке квакер Уолтер Хунт изобрел в 1833 году первую машину, которая не пробовала подражать ручному шитью, а имела почти тот же вид, что и все последующие, т. е. иглу с отверстием на конце и две шпульки. Недостатком ее являлось то, что она шила только прямо и небольшой отрезок ткани. Девятью годами позже его соотечественник, Джон Гриноуг, изобрел рабочую машину, в которой игла полностью проходила через ткань.

Хотя модель была сделана и показана в надежде продажи ее швейным магнатам, ею никто не заинтересовался. В 1845 году американец Элиас Хоу получает патент на первую машинку с челночным механизмом. Этот тип машинок можно и сейчас встретить у некоторых бабушек, которую в народе называют по имени изготовителя «Поповкой».

Изготавливалась она в мастерских купца Попова под маркой «Singer», «Супруги Поповы», «Singer и Попов». Челнок двигался вдоль машины, игловодитель – квадратного сечения, регулировка натяжения нити была самой примитивной. Как правило, в челноке нить проходила через дырочки, и чем больше, тем сильнее натяжение. Надо сказать, что при всех своих недостатках эти машины служат людям и поныне. Очень часто их используют при прошивке толстых кож (ремни) и брезента. К недостаткам можно отнести низкую скорость стачивания и плохую регулировку натяжения нити. Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году, когда сразу три изобретателя - Вильсон, Гиббс и Зингер - запатентовали новые конструкции. Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым «качающимся челноком». Суть изобретения: челнок стал ходить не вдоль машины, как раньше, а совершал дугообразное движение поперек станины машины. Одновременно с этим изменился вид челнока, который стал более удобным для прохождения через него нити, а также была налажена более совершенная регулировка натяжения нити. Нить челнока регулировалась пружиной, а верхняя нить регулировалась чашечками нитенатяжителя. В 1854 году в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество «И. М. Зингер и Ко», а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин.

Предприятие росло и развивалось. Секрет успеха заключался не только в популярности самой продукции, но и в ряде новаторских рыночных стратегий. Уникальная по тем временам система продаж в рассрочку позволила компании к 1863 году завоевать мировую известность и лидерство. В конце 19-го века был настоящий бум по производству и покупке швейных машин. Многие известные фирмы появились именно в это время. В Германии это «Pfaff», «Veritas», «Kaizer» и несколько теперь неизвестных фирм.

История создания корпорации «Зингер»

В 1851 году немолодой и бедный американский еврей Исаак Меррит Зингер вряд ли мог предположить, что через полтора века его имя будет известно практически во всем мире. Неудавшийся театральный актер, безвестный инженер-строитель, изобретатель оставшихся невостребованными машин для сверления камня и распилки дерева – вот, собственно, и все, чем он мог похвастаться. Да еще огромным количеством «осчастливленных» и брошенных им женщин и незаконнорожденных детей, прозябавших в нищете. Тем не менее, именно женщинам сделал он свой главный подарок, оставив след в истории. Идея изобрести швейную машинку в середине 19-го века уже не отличалась оригинальностью. Первый патент на такое изобретение был выписан в Англии в 1790 году, затем в Австрии – в 1819, в США – в 1826 и Франции – в 1830. Еще один американец, Уолтер Хант, изобрел свой вариант машинки, но не запатентовал его, замученный угрызениями совести по поводу судьбы тысяч портных, которым новинка, по его мнению, грозила безработицей. В итоге, в 1846 году патент на самую совершенную по тем временам машинку был зарегистрирован на имя некоего Элиаса Хоу. К тому времени сам Зингер успел попробовать себя во многих ипостасях. Рожденный в 1811 году в семье выходцев из Германии в маленьком городке Питтстаун на севере штата Нью-Йорк, он в 12-летнем возрасте покинул отчий дом и отправился по Америке в поисках счастья. Амбициозный, но неграмотный и, по свидетельству современников, начисто лишенный каких-либо моральных принципов, Зингер сменил массу профессий: от каменотеса до ученика механика, нигде не засиживаясь подолгу. Карьера театрального актера – видный собой, ростом под два метра, Зингер перепробовал едва ли не все главные роли в постановках пьес Шекспира – приносила аплодисменты провинциалок, но не деньги. В итоге, будущему миллионеру пришлось найти постоянную работу в мастерской по ремонту швейных машин модели Элиаса Хоу. Они, хотя и были самым совершенным по тому времени орудием швеи, то и дело ломались, так что работы Зингеру хватало. В сердцах он как-то бросил хозяину, что сам может сконструировать нечто лучшее по сравнению с продукцией Хоу. «Если ты сможешь соорудить действительно практичную штуку, ты за год заработаешь больше, чем за всю жизнь, продавая свои прежние изобретения», – ответил хозяин. Зингер одолжил у приятеля 40 долларов – крупную по тем временам сумму, – и работа закипела. О работоспособности изобретателя, перенявшего талант к механике от своего отца, достаточно красноречиво говорит срок, который ему понадобился на создание новой машинки, – 11 дней. Впрочем, сам он даже не осознавал, что сделал, говоря: «Плевать мне на изобретение, главное, чтобы гривенники капали». Машинка Зингера, в отличие от других существовавших на тот момент, была снабжена «лапкой», прижимавшей ткань к рабочей поверхности, и ножным приводом, освободившими руки швей. Вдобавок, она позволяла делать не ограниченный по длине и не обязательно прямой шов. 12 августа 1851 года изобретение Зингера было официально запатентовано, о чем он узнал несколько дней спустя – 14 или 15 августа, – получив по почте толстый конверт с радостным известием и номером патента – 8294.

Одним из первых, кто заинтересовался новинкой, стал сам Элиас Хоу, посчитавший, что Зингер украл его основные идеи. Суд согласился с его претензиями, и Зингеру пришлось договариваться с Хоу о выплате отступных и партнерстве. Они объединили свои патенты и стали получать по 5 долларов со всех проданных швейных машин. Впрочем, партнерство продолжалось недолго – при первой возможности Зингер избавился от вынужденного компаньона. Между тем дела шли неважно. Стоимость изготовленной по его чертежам швейной машинки составляла астрономическую тогда сумму в 100 долларов, позволить себе такую роскошь могла не всякая зажиточная семья. Изобретателю снова пришлось искать партнера. На сей раз счастье улыбнулось ему в лице состоятельного адвоката Уильяма Кларка. Зингер понял, что лишь с помощью образования, деловой смекалки и связей Кларка он сможет войти в мир действительно большого бизнеса. Кларк серьезно взялся за дело. Он продумал и впервые в США внедрил схему оплаты покупки в рассрочку, что резко повысило привлекательность швейных машин в глазах покупателей. Сам Зингер, между тем, продолжал усовершенствовать свое изобретение. Число патентов возросло до 22. Одновременно в изготовление швейных машин он внедрил те же процессы обработки деталей, которые существовали тогда в самом «продвинутом» секторе производства – оружейном. При себестоимости машин в 10 долларов компаньоны получали от продажи 530% чистой прибыли. Уже в конце 1858 года на Зингера работали четыре завода в штате Нью-Йорк, количество проданных машин достигало 3 тыс. в год. В 1863 Зингер и Кларк учредили «Зингер мэньюфэкчуринг кампани», являвшуюся правообладателем бесчисленных патентов, нескольких фабрик и капитала в 550 тыс. долларов. Открытие в 1867 году фабрики в Глазго стало первым шагом на пути глобальной экспансии швейных машинок этой марки. Впрочем, сам Зингер уже не имел к этому никакого отношения. Очередная его любовная эскапада вызвала такой скандал, что он вынужден был продать свою долю в компании партнеру и ретироваться во Францию с одной из своих сожительниц. Оттуда он перебрался в Англию, купил поместье в Торкуэе, с домом в 115 комнат и конюшней на 50 лошадей, и жил там припеваючи, с удовольствием развлекая частенько гостивших у него 24 детей. Там он и умер, не дожив до 64-го дня рождения в 1875 году. Его смерть вызвала долгую череду тяжб: наследники, ни один из которых ни в чем впоследствии себя не проявил, судились из-за богатств старого Зингера. На сегодня прибыли корпорации «Зингер», остающейся лидером производства швейных машин в мире, исчисляются миллиардами долларов. Компании принадлежат 620 магазинов, торгующих, помимо традиционного для нее товара, телевизорами, холодильниками и другой бытовой техникой. Товары с маркой «Зингер» распространяют более 12 тыс. дилеров в 150 странах.

Также в Германии на заводе Витенберга собирались американские Зингеры (в послевоенное время - с 1948), что впоследствии привело к общепринятому заблуждению относительно фирмы «Singer&K» как немецкой компании. Одним из самых больших филиалов этой транснациональной компании до первой мировой войны являлся Подольский филиал в России. С 1904 по 1914 годы на нем было произведено и собрано около 600 тысяч швейных машин разного класса. После революции предприятие национализировали и продолжали выпускать те же машинки, что и до революции, но под названием сначала «Госшвеймашина», затем «ПМЗ». После второй мировой войны «Singer» на территории СССР в чистом виде больше не выпускался.

Были выпущены: в Орше типа «Singer» 115 кл. «Орша»; в Подольске – «ПМЗ-2», схожий с финской «Tikka», являющейся довоенной разработкой фирмы Зингер. Долгое время сохранялись филиалы во многих странах мира, также на базе этих филиалов возникло множество других известных фирм, особенно в странах бывшего соцлагеря. Это особенно заметно, если внимательно рассматривать узлы и механизмы бытовых машин соцстран, которые в своем большинстве недалеко ушли от своей прародительницы «Singer» 15 класса. Пожалуй, наиболее интересные свои разработки внедрили чехословацкие умельцы. Некоторые модели "Лады" до сих пор поражают изящностью и неординарностью инженерной мысли. Можно даже сказать непревзойденной, на уровне механики, инженерной проработкой всех узлов и механизмов машины. Следует также отметить некоторые поистине удачные (например, Коламбия) модели немецкой фирмы «Veritas» и «Konler». Очень неплохие венгерские машинки «Panonia». И уж нельзя не упомянуть о надежных и простых польских «Radom». Что же касается «Singer», в данный момент огромная промышленная империя несет убытки, особенно после недавней покупки фирмы «Pfaff» в Германии и концерна «Подольск» в Подмосковье. Не помогла ей и продажа своего филиала на Тайване. Старейшую фирму теснят по всему фронту более молодые (относительно) азиатские фирмы. Лидером по продажам на сегодня является японская фирма «Brother», известная в России также под японским названием «Чори». Основанная в 1908 году фирма с 1934 года выпускает бытовые машинки. К 1995 году фирма выпустила 30 миллионов швейных машин. Основные филиалы фирмы - на Тайване и в Китае. Швейные машины фирмы «Brother» отличает простота в эксплуатации, в техническом обслуживании и наличием моделей на любой вкус и кошелек. В данный момент фирма делает акцент на удешевление своей продукции. Наибольший парк продукции относится к не очень качественным, но сверхдешевым, по западным меркам, моделям машин типа «мыльница». Эти машины просты, но лишены некоторых нужных функций, например, регулятора давления лапки на ткань. Также у многих моделей много слабых мест в их конструкции, что ведет к частым поломкам. Более надежные, хотя и ненамного дороже, машинки фирмы «Janome». Они прекрасно зарекомендовали себя на российском рынке и имеют постоянный и неослабеваемый спрос. Основанная в 1921 году фирма на данный момент выпускает более 280 моделей швейных машин и является ведущим производителем машин с компьютерным управлением. Машины этой фирмы, а особенно серию My Style, отличает высокая надежность, бесшумность в работе и простота в обслуживании. На заводах фирмы «Janome» выпускаются и машины других известных фирм, таких как немецкой «Pfaff», машинки класса «Hobby», швейцарской фирмы «Elna» и других. Рассказ о японских компаниях нельзя завершить, не рассказав еще о двух известных производителях швейных машин - «Toyota» и «Jaguar». На данный момент обе фирмы растеряли завоеванные ранее позиции, их машинный парк невелик, но есть некоторые интересные модели и у этих фирм. Так, машинки фирмы «Toyota» зачастую превосходят всех своих конкурентов по качеству изготовления, а фирма «Jaguar» заявила о создании первой Онлайновой машинки, подключаемой к Интернету. Что же касается еще недавно знаменитых европейских фирм, таких как «Huscvarna» или «Eina», или еще с десяток других, то, по всей видимости, им придется уступить агрессивной и умелой политике японских фирм. «Huscvarna» делает машины изящные, красивые по дизайну, но совершенно неремонтопригодные, с малым сроком эксплуатации, сложные и дорогие в обслуживании и частом ремонте. Машины других европейских фирм, при их относительно хорошем качестве, отличает непомерно высокая цена, что зачастую ведет к падению спроса на них.

История развития швейных машин в России

История зингеровских машинок в России – особенная. ОАО «Зингер» и сейчас работает в подмосковном Подольске. Предприятие, основанное в 1900, начиналось с небольших мастерских по сборке швейных машин. Позже открыли 65 представительств по всей стране. Машинки из России вывозили за границу: в Турцию, Персию, Японию и Китай. А компания «Зингер» стала «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».

С 1897 года возникает российский филиал «Компании Зингер», зарегистрированный формально как самостоятельная компания. Большинство её директората составляли подданные Германии. Принципы организации компании в США распространялись и на Российскую империю: создание собственной торговой сети, производственных филиалов, рекламная деятельность, техническое обслуживание клиентов, потребительский кредит (для России составлял 3 года).

В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия, «Мануфактурная компания Зингер» (официальное название с 1863 года) вступила на российский рынок. Согласно заключенному с компанией договору, вся торговля швейными машинами была сосредоточена в руках Георга Нейдлингера, германского подданного, именовавшегося «главным агентом для Европы», имевшего головной склад в Гамбурге и 65 отделений в России.

Когда с легкой руки Нейдлингера зингеровские швейные машины прочно обосновались на рынке, руководство компании принимает решение всю торговлю швейными машинами взять в свои руки и в 1897 году основывает акционерное общество «Мануфактурная компания «Зингер» (с 1901 года – «Компания Зингер в России»). Учредителями стали президент американской компании Джильбер Парк, вице-президент англичанин Дуглас Александер, а во главе правления вплоть до 1902 года стоял все тот же Георг Нейдлингер.

Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте, особенно в связи с обострением конкурентной борьбы с германскими фирмами. Так возникла идея основать в России собственный механический завод.

Выбор пал на Подольск, который в ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В протоколе от 7 ноября 1900 года заседания акционеров компании «Зингер» записано: «...летом 1900 год Обществом приобретен у города Подольска участок земли для осуществления главной цели общества, выраженной в параграфе 1 устава, и на этом участке уже приступлено к постройке завода значительных размеров для фабрикации в России швейных машин как для продажи внутри империи, также и для вывоза за границу, именно: в Турцию и другие государства Балканского полуострова, а также в Персию, Японию и Китай».

Начатое строительство внесло в город небывалое оживление. В сферу его интересов были вовлечены многие сотни людей. Всем была известна и фигура директора Вальтера Франка Диксона, который оставался на этой должности до 1917 года. Завод строился быстро, оборудовался по последнему слову техники того времени. В 1902 году начался выпуск отдельных деталей для так называемых семейных (бытовых) швейных машин, а к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск семейных машин достиг более 600 тысяч штук (около 2500 штук в день). Продавались машины в фирменных магазинах, которые (более 3000) были разбросаны по всей Российской империи и имели целую армию служащих - в общей сложности около 20000 человек. Система продаж в рассрочку по-прежнему пользовалась большой популярностью, качество же швейных машин не уступало качеству заграничных. Компания «Зингер» заслужила даже право быть «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».

Первая мировая война разрушила все планы: производство швейных машин сократилось, а один из новых корпусов так и не пришлось использовать по назначению – по соглашению с земельно-городским союзом «Земгор» он был передан под производство снарядов.

Год 1917 стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не допустить окончательного его закрытия, компания «Зингер» передала завод в аренду Временному правительству на льготных условиях. А 30 ноября 1918 года в газете «Экономическая жизнь» было опубликовано сообщение Президиума ВСНХ по поводу постановления советского правительства о национализации завода швейных машин компании «Зингер». В последующие восемь десятилетий компания «Зингер» и ее детище в Подольске жили и развивались независимо друг от друга.

Судьба единственного в России завода швейных машин была трудной, но интересной. Его история отражает путь, пройденный страной: войны, разруха и подъем производства; выпуск самой разнообразной продукции – от мелкого ширпотреба до мотоциклов; государственное управление огромным монополистом и падение в пропасть рыночной экономики. Но сохранилось главное – традиции самого уникального в мире швейного машиностроения, кадры специалистов.

Будущее предприятия связывалось с реконструкцией, внедрением новых технологий и выпуском конкурентоспособной продукции. Единственно возможное решение, и это доказала история, было в возвращении компании «Зингер», которая, с каждым годом наращивая свой потенциал, стала лидирующим производителем и дистрибьютором бытовых и промышленных швейных машин в мире. Предприятия, выпускающие более 120 моделей этой уникальной продукции, а также аксессуары и фурнитуру, успешно действуют в странах Европы, Азии и Латинской Америки.

В 1994 году подольское предприятие вновь стало частью компании «Зингер», и практика подтвердила эффективность сотрудничества не только с ней, но и с компаниями «Пфафф», «Акай», «Сансуи» и другими, входящими в транснациональную корпорацию «Семи-Тек».

Фирменным приемом «Зингера» овладения рынком был обмен старых швейных машин на новые (или же денежное возмещение). Определенной особенностью деятельности компании было то, что швейные машины промышленных образцов выпускались только в США и импортировались в страны, размещающие филиалы. Местные заводы (в Британии, России) выпускали только машины потребительских модификаций, для индивидуального пользования.

Территория России была поделена на большие регионы, где действовали «Центральные отделения», подчинявшиеся правлению в Санкт-Петербурге. На 1914 год в России существовало 50 центральных отделений. Из них по 3 было в Закавказье и Средней Азии, 6 – в Сибири, 38 – в Европейской России.

После Великой Октябрьской социалистической революции была создана отечественная промышленность. На первом начальном этапе выпускались универсальные швейные машины, применявшиеся для пошива различных видов изделий вне зависимости от свойств и толщины материалов. Использование такого рода машины вело к утомляемости работающих из-за многократных, монотонно повторяющихся подготовительных приемов, выполняемых в процессе операции. Все эти трудности привели к созданию специализированных швейных машин, облегчающих выполнение определенных операций.

Стабилизация послереволюционного периода привела к быстрому нарастанию объема продаж швейных машин, необходимости организации широкой сети обслуживания и ремонта уже реализованной техники, поскольку фирма «Зингер» обеспечивала четкие гарантийные обязательства.

Сегодня швейные машинки благодаря всевозможным устройствам – лапкам, приставкам, рубильникам – могут не только шить, но и вышивать, обметывать петли, подгибать края, пришивать пуговицы. У одних игл прямые лезвия, у других – изогнутые. У швейной машинки для обуви, как правило, на остром конце иглы не ушко, а крючок. Для сшивания кожи используют иглы со специальной заточкой: овальной, ромбической, квадратной, с тремя гранями и в виде лопаточки. Вышивальные машинки, искусные мастерицы узоров, имеют больше десяти иголок.

Во все периоды существования машинки для шитья непростым делом было изготовление для нее игл. Даже обычную иглу сделать не так-то просто, а швейную еще сложнее. Сначала берется специальная игольная проволока. Ее подают в автомат, который отрезает и делает заготовку на две иглы. Потом автоматы заостряют концы будущих игл. Следующие автоматы пробивают ушки и разламывают заготовки на две иглы. Но это еще не все. Чтобы игла стала прочной, ее проводят через термический аппарат. Теперь нужно ее отполировать – навести глянец, чтоб игла сияла. Это очень долгая и кропотливая работа. Не случайно производство игл налажено лишь в семи странах мира, ценятся они очень высоко. Несколько килограммов игл стоят столько же, сколько самый лучший легковой автомобиль! Хорошо, что нам приходится покупать их не килограммами, а штуками!

На Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году демонстрировалась первая модель электрической швейной машинки. Ее изобрел знаменитый русский электротехник В. И. Чикалев. Машинка приводилась в движение маленьким электромотором, который питался от аккумуляторной батареи. На Западе изобретение Чикалева почти сразу внедрили в производство. А у нас электрические швейные машинки стали выпускаться лишь в 50-е годы XX столетия.

Классификация швейных машин

По назначению швейные машины делятся на стачивающие и специальные: обмёточные, потайного стежка, пуговичные и т. д. Различают также швейные машины универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям) и полуавтоматы (предназначены для выполнения определённых операций).

В зависимости от вида переплетения нити в стежке швейные машины подразделяются на 2 подгруппы: машины челночного стежка и цепного стежка.

Все швейные машины, входящие в одну подгруппу, имеют много общего как в принципе действия, так и в конструкции рабочих органов. Наибольшее распространение среди швейных машин универсального типа имеет одноигольная стачивающая машина челночного стежка, основными элементами которой являются механизмы иглы-главный вал, нитепритягивателя, челночного устройства и двигателя ткани (зубчатой рейки).

I. Промышленные швейные машины.

II. Бытовые швейные машины:

1. Швейные машины челночного стежка:

1) Механические и электромеханические.

В механических швейных машинах за перемещение иглы и движение транспортёра ткани отвечают шестерёнки специальной формы, рычаги, колёса, копиры и тому подобная механика. Машины с механическим управлением, в силу технологических особенностей, не могут выполнять строчки сложной формы и имеют ограниченное количество строчек. Механические машины приводятся в действие вращением рукоятки маховика или имеют ножной привод. Маховик электромеханической машины вращает электродвигатель, а скорость шитья регулируется нажатием на педаль.

В машинах с микропроцессорным управлением перемещением ткани и иглы управляет микропроцессор. Такой принцип управления снимает ограничения на сложность строчек и на их количество. Всё определяется объёмом памяти и программой, которую производитель заложил в ту или иную модель. Только машины с компьютерным управлением могут выполнять петли «с глазком» и красивые декоративные строчки. Существуют модели, позволяющие выполнять шитьё без педали (на них устанавливается кнопка "старт/стоп" и регулятор скорости шитья).

3) Вышивальные машины.

При работе на вышивальной машине ткань закрепляется в пяльцах. Механизм привода пялец получает команды от компьютера на перемещение ткани в соответствии с программой – «дизайном машинной вышивки».

4) Швейно-вышивальные машины.

Машины этого класса представляют собой машины с микропроцессорным управлением, к которым можно подключить вышивальный блок и использовать машину в качестве вышивальной.

2. Швейные машины цепного стежка: оверлоки, плоскошовные машины, коверлоки, подшивочные машины.

Прогресс уже давно и основательно коснулся области шитья. Современные швейные и вышивальные машины – это сложный, многофункциональный механизм, помогающий осуществлять практически любые швейные фантазии и планы, даже при отсутствии опыта шитья!

Современная швейная машина может занять почетное место в пресловутом умном доме будущего: она не только шьет, но и самостоятельно настраивается, подсказывает, предупреждает, предлагает варианты и при необходимости выходит в Интернет, чтобы обновить свои библиотеки!


Тема нашей статьи - история создания швейной машины. Мы поговорим о том, когда появилась первая машинка и кем она была создана. Рассмотрим историю самой известной фирмы по производству машинок - «Зингер». И постараемся выяснить, когда появились первые швейные машинки в России.

С чего все начиналось

История создания первой швейной машины началась в тот самый момент, когда наша далекая прародительница впервые взяла в руки костяную иглу. Отметим, что этот инструмент тогда походил больше на шило, нежели на иглу. Позднее был изобретен крючок для продевания нити через пробитые в ткани дырки. А после этого уже игла с ушком. Причем дырка для нити делалась в самом основании иглы, как на современных машинках.

Однако некое подобие швейной машинки возникло лишь в 14 веке в Голландии. В это время мастерские по пошиву провисов были впервые оснащены колесными машинками, которые стачивали длинные парусиновые полотна. До нас, к сожалению, не дошло имя изобретателя этой конструкции. Однако известно, что такие конструкции были очень большими и занимали огромное место. Голландская машинка совершенно не походила на современные швейные.

Первый проект

Не обошлась и без участия Леонардо да Винчи история создания швейной машины. 5 класс ("Технология" - в рамках этого предмета рассматривается данная тема), изучая историю, согласно новой школьной программе, охватывает и создание бытовых приборов. В это отношении, детям будет интересно узнать, что первый проект швейной машинки предложил Леонардо да Винчи в 15 веке. Однако идея великого ученого так и не была воплощена.

И только в 1755 году Карл Вейзенталь смог получить патент на изобретение швейной машинки, которая копировала стежки, сделанные вручную. А в 1790 году Тома Сент создал машинку, предназначенную для шитья сапог. Затем создал свою модель швейной машины Б. Тимонье. Однако все эти механизмы не были распространены.

И только в начале 1845 года Эллиас Хоу создал машину, которая была по-настоящему пригодна для шитья, хотя и имела множество недостатков.

Появление первой швейной фабрики

Продолжается история создания швейной машины. 5 класс, кратко ознакомившись с вышеизложенной информацией, наверняка заинтересуется тем, что первая швейная машинка, более-менее похожая на современную, появилась в 18 веке.

Все упомянутые выше изобретения лишь воссоздавали ручное шитье и могли шить лишь в одну нить. При этом ткань обязательно должна была находиться в вертикально положении, а сам шов довольно легко распускался. Однако это не помешало Бартелеми Тимоньев 1830 году стал основателем первой автоматизированной швейной фабрики, которая была оснащена этими самыми несовершенными первыми механизмами.

История создания швейной машины Singer

Все началось в небольшой мастерской, специализирующейся на ремонте швейных машин. Здесь работал Исаак Зингер, инженер-самоучка. Однажды, когда ему пришлось ремонтировать очередной несовершенный агрегат, он заявил своему хозяину, что мог бы и сам придумать что-нибудь получше, чем постоянно приходящие в негодность аппараты. Хозяин ему не поверил. Тогда Зингер занял 40 долларов у знакомого и построил новую швейную машинку. На работу у него ушло ровно 11 дней.

Это устройство позволяло делать не только прямые швы, а какие угодно. При этом ткань прижималась к столешнице специальной «лапкой», а сам механизм приводился в действие удобной ножной педалью, что освобождала руки портнихи и позволяло придерживать и направлять ткань. Однако Зингер на этом не остановился, продолжая совершенствовать свое изобретение.

Маркетинг Зингера

Можно сказать, что именно с Зингера начинается настоящая история создания швейной машины. Кратко говоря о заслугах этого человека, необходимо упомянуть и о том, что своим успехом он обязан не только инженерному мастерству, но и своим маркетинговым решениям. Например, Зингер быстро понял, что основные покупательницы его товаров - женщины. Журналов тогда не было, зато все представительницы прекрасного пола планомерно посещали церковь. Тогда Зингер начал распространять рекламные брошюры своих машин вместе с религиозными.

История создания швейной машины, кроме всего уже вышесказанного, включает еще один примечательный факт. Именно Зингер стал первым изготовителем швейных машинок, который решил продавать отдельно от агрегатов запасные части для ремонта. Кроме того, это событие можно назвать первым примером в истории «постпродажного» сервиса.

19-20 век

В это время история создания швейной машины, можно сказать, достигает апогея. Дело в том, что именно в конце 19 и на протяжении всего 20 века швейные машинки становятся невероятно популярными. Их покупают и продают огромными партиями.

Появляются все новы и новые фирмы по производству этих агрегатов, например: Verits, Pfaff, Kaizer и ряд других. Тем не менее компания «Зингер» остается мировым лидером по числу продаж машинок.

Россия

Включает и появление на российском рынке история создания швейной машины. 5 класс, ученики которого еще только начинают знакомиться с историей, должен знать о том, когда первые машинки стали появляться в нашей стране.

Впервые в 1866 году в России была открыта фабрика по производству швейных машин. Ее основателем был Роберт Гец, а располагалась она в Санкт-Петербурге. Позднее этого производство расширил Леон Кастелейон, наладив производство различных видов машинок.

В эти годы швейные машины становятся невероятно популярными - их считают лучшими подарками и приданным.

«Зингер» в России

Не обошлась без компании «Зингер» и российская история создания швейной машины. 5 класс должен обязательно заинтересоваться подобными сведениями.

Так, в 1902 году в Подольске была основана фабрика по производству зингеровских машинок. К слову, она работает и по сей день. Поначалу предприятие насчитывало несколько маленьких мастерских, где собирались машины. Однако позднее фабрика разрослась так, что имела 65 представительств в различных областях страны. При этом с компанией «Зингер» сотрудничал сначала Императорский Двор, а затем и советская власть.

Сама по себе очень увлекательна история создания швейной машины. Рассказать детям, однако, лучше будет интересные факты, связанные с ней. Выслушать длинную историю им будет сложно, зато несколько ярких исторических событий хорошо им запомнятся.

Начать стоит с нескольких увлекательных фактов о компании «Зингер» и ее товаре. Так, первые машинки этой фирмы стояли очень дорого - 125 долларов. По тем временам это был бюджет обычной американской семьи примерно за 3 месяца. При этом необходимо учесть, что шитьем обычно зарабатывали одинокие женщины или вдовы, чей доход был гораздо меньше. Тогда Зингер принял, можно сказать, судьбоносное решение: продавать машины в рассрочку. Этот шаг увеличил продажи до 1000 экземпляров в год. И к 1875 году оборот его компании вырос аж в 200 раз. Такой скачок помог снизить стоимость машинки с 200 долларов до 10.

История создания швейной машины богата еще одним занимательным фактом, связанным с компанией «Зингер». Он не имеет прямого отношения к самим швейным машинкам, однако заслуживает упоминания. В 1908 году корпорация отстроила здание, которое стало первым в Нью-Йорке небоскребом - оно насчитывало 47 этажей. Располагалось чудо по адресу Бродвей, дом 149.

Во времена Мао Цзэдуна в Китае была поговорка, которая характеризовала благополучие семьи: «Один говорящий, три крутящихся». Это означало то, что в семье есть часы, швейная машинка, радио и велосипед.

С 1990-х по 2000-е ходил слух о том, что некоторые части старинных швейных машинок сделаны из различных драгоценных металлов, например, из палладия и платины. Этим объяснялось и появления множество скупщиков раритета. В 2001 году из-за этого мифа произошло преступление - подростки убили пенсионерку и вынесли из ее квартиры старую швейную машинку. Разумеется, сведения о драгоценных металлах не имеют никакого отношения к правде.

Как отмечалось выше, сегодня изучается и в школе история создания швейной машины. 5 класс (ФГОС - новая учебная программа, которая включает данную тему), например, изучает этот вопрос на уроках технологии.

И среди интересных фактов, которые можно рассказать детям об истории машинки, есть совсем недавнее происшествие. В 2012 году депутат из Ростовской области Леонид Шафиров изобрел способ, который мог бы повысить занятость матерей многодетных семей и матерей-одиночек в одном из самых отсталых шахтерских регионов - он бесплатно раздал женщинам около ста швейных машин. Акция была проведена в двух городах. Для получения машинки необходимо было прислать заявку депутату и письменные подтверждения родственников и соседей о том, что многодетная мама умеет шить.

История создания швейной машины и утюга

Наряду с историей швейной машинки, можно поговорить и о таком незаменимом сегодня предмете, как утюг. Этот бытовой прибор имеет очень древнюю историю. По свидетельствам археологов, подобием утюга пользовались уже в 4 веке до н. э. в Древней Греции. Изначально это был нагретый камень, которым разглаживали одежду. И только в 18 веке появился чугунный утюг, который по форме был похож на современный. Что касается электрического утюга, то он появился в 1903 году, и создал его Эрл Ричардсон.

Таким образом, история бытовых приборов может быть не менее интересна, чем история цивилизации.

В настоящее время многие виды деятельности невозможно представить без применения швейных машин - и как элемента огромной производственной аппаратуры, и как небольших приспособлений для домашнего использования. Но задумывались ли вы, сколько этому механизму лет и какие изменения он претерпел прежде, чем дошёл до современного потребителя в знакомом каждому виде?

Она начинается ещё со времён пещерных людей, когда впервые была создана игла из кости, больше похожая на шило и использовавшаяся для пробивания отверстий в шкуре, в которые продевалась нить. Ещё позже для последнего действия стали использовать крючок. А ещё пару веков спустя, люди научились проделывать в иголке ушко, которое располагалось на основании (забегая вперёд, первые иглы с ушком около острия были изобретены в 1814 году Йозефом Мадерспергером в Австрии, а позже запатентованы Исааком Зингером).

Кто создал первую швейную машину

Вновь вернулись к этому изобретению лишь в 1755 году, в Германии, виновником появления изобретения стал , который запатентовал устройство, копировавшее метод ручного получения стежка. Спустя 35 лет в Англии Томас Сент изобрёл швейную машину для изготовления обуви . После этого во Франции Бартелеми Тимонье придумал свою версию механизма и первым основал автоматизированную швейную фабрику. Но ничего из этого так и не вошло в обиход, а фабрику Бартелеми сожгли портные из-за боязни конкуренции.

И только спустя ещё 55 лет, уже в XIX веке американский изобретатель Эллиас Хоу разработал модель машинки, действительно пригодной для шитья качественной одежды , которая, впрочем, была ещё очень далека от современных версий. Она позволяла делать около трёхсот стежков в минуту.

Когда была создана первая швейная машина

История её возникновения происходит задолго до Леонардо Да Винчи, в XIV веке, в Голландии . Однако имя её создателя в исторических документах не сохранилось.

Как выглядела первая швейная машинка

Это был колёсный механизм для стачки длинных полотен из парусины, он был огромного размера и занимал собой значительное пространство. Швейные машины такого вида можно было увидеть в мастерских по производству парусов. До нашего времени ни изображения, ни описания таких агрегатов не дошли, однако, сохранились более поздние модели.

Так выглядело устройство Томаса Сента.

А это - Бартелеми Тимонье и его изобретение.

И, наконец, так выглядит первая швейная машина, использующая принцип челночного стежка, созданная Элиасом Хоу.

Как и говорилось ранее, проект Карла Вейзенталя копировал образование стежка вручную. Машинка Томаса Сента преимущественно использовалась для создания сапог и обладала ручным приводом, то есть, для того чтобы привести его в движение, необходимо было крутить специальное колесо. Устройство, созданное Бартелеми Тимонье, действовало по принципу однониточного цепного переплетения.

Швейная машина: история развития

содержало в себе челнок, действовавший по тому же принципу, что и в ткацких станках. Ткань накалывалась на шпильки транспортёра и механически передвигалась, а игла перемещалась в перпендикулярном направлении. Одна такая машинка заменяла труд пяти портных. Основным недостатком такого устройства было то, что оно зачастую выходило из строя, поэтому требовало значительного усовершенствования, чем и занялись другие изобретатели.

В середине XIX века это получилось сделать Исааку Зингеру . Он создал модель с ножным приводом , освобождающим руки портных, что позволяло им самим передвигать ткань в любых необходимых направлениях, а значит, производить не только прямые швы. Ткань фиксировалась специальной лапкой, а затем перемещалась при помощи зубчатого колеса. При помощи таких машинок, швеям удавалось создавать гораздо более длинные швы, чем в ранних версиях.

Имя Зингера на слуху практически у всех, кто когда-либо работал на швейных машинах. Созданные им устройства настолько надёжны и долговечны, что работают до сих пор, спустя более 150 лет!

СПРАВКА. До Хоу и Зингера прообраз их швейных машинок с использованием верхней и нижней нити был изобретён в Америке Уолтером Хантом, который не запатентовал его, беспокоясь о том, что огромное количество портных останутся без работы.

Исаак Зингер начинал свою карьеру инженером в мастерской по ремонту швейного оборудования. Толчком к работе над усовершенствованием машинок Хоу послужило то, что они часто попадали в руки Зингера в сломанном состоянии, поэтому он заключил пари с хозяином мастерской, что сможет изобрести гораздо более прочное устройство с долгим сроком эксплуатации. Свою знаменитую «машинку Зингера» он создал всего за 11 дней. Помимо прочих достоинств, она имела сменные механизмы, что позволяло самостоятельно покупать необходимые запчасти и значительно ускоряло ремонтные работы.

Поскольку промышленным компаниям было гораздо выгоднее содержать штат швей-поденщиц с низкими зарплатами, нежели приобретать дорогое по тому времени оборудование Зингера, им были выпущены более компактные версии для домашнего использования , которые можно было приобрести в рассрочку. Благодаря этому, их смогло себе позволить купить большое количество людей, что и обеспечило популярность создателю.

Однако прогресс двигался вперёд и через несколько десятков лет появились электрические швейные машины , приводимые в действие посредством небольшого моторчика и обладающие стандартным набором функций. Они применяются и до сих пор, в том числе и в быту, поскольку просты и удобны в использовании.

В настоящее время последние модели швейных машин обеспечены встроенным электронным микропроцессором. Их можно запрограммировать на создание строчек и рисунков высочайшей сложности. Участие человека в шитье сейчас ограничено лишь установкой необходимых параметров, всё остальное машинка делает сама.

Таким образом, история швейных машин прошла огромный и долгий путь, и нам остаётся только догадываться, какие метаморфозы с ней произойдут в будущем.