Интегрированная логистическая поддержка наукоемкой продукции (проблемы, задачи, методы). Логистическая поддержка производства Интегрированная логистическая поддержка в западной европе

Интегрированная логистическая поддержка

Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его ЖЦ (life cycle cost). Она складывается из затрат на разработку и производство изделия, эксплуатацию и поддержание его в работоспособном состоянии. Сокращение затрат на поддержку ЖЦ изделия и функционирование предприятия – одна из целей CALS-сервиса. Комплекс управленческих технологий, направленных на сокращение этих затрат, объединяется понятием интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) (Integrated Logistic Support) – интегрированное логистическое сопровождение.

Согласно стандарту DEF STAN 0060 ИЛП включает в себя: анализ логистической поддержки, процедуры планирования процессов технического обслуживания и ремонта, интегрированные процедуры материально-технического обеспечения, меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией. Практическое освоение этого стандарта дает большой эффект как в логистических процессах обеспечения ЖЦП, так и в их сервисном обслуживании.

Пример организации логистических процессов

Основные направления логистического построения в книжной торговле

Основными направлениями развития книжного рынка в нашей стране являются повышение качества обслуживания покупателей, расширение предлагаемого ассортимента книжных товаров при одновременном сокращении тиражей. Эти тенденции ведут к повышению затрат как в производстве, так и в распространении. Для того чтобы книги оставались доступными по цене основной части населения, необходимо искать пути снижения затрат. В этом должно помочь ускоренное развитие логистики в книжном деле.

Общей мировой тенденцией при поиске путей снижения цен является повышенное внимание к сфере обращения. Это связано с тем, что в соответствии с исследованиями, проведенными Экономическим и социальным советом ООН, около 98% совокупного времени приходится на прохождение продукции по различным каналам снабжения и сбыта. Непосредственное производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени. Естественно, что такое положение увеличивает долю расходов. Становится все труднее добиваться сдерживания роста цен на книжную продукцию за счет снижения затрат на ее производство (авторских гонораров, расходов на редакционно-издательскую деятельность, печать тиража и т.д.). Специалисты подсчитали, что только соблюдение издательствами стандартов оформления книжной продукции и эффективно работающие книготорговые технологии способны сократить непроизводственные расходы наполовину.

Необходимость внедрения логистики в книжном деле связана также и с постоянным ростом требований к качеству обслуживания потребителей.

Современный книжный рынок характеризуется повышением динамичности: меняется спрос, ускоряются сроки производства книжной продукции, сокращается период ее жизни в качестве товара. Фактор времени приобретает важное значение. Все это вызывает необходимость использования логистики для сокращения сроков движения книжных потоков. Например, организация торговли по логистической схеме автоматического компьютерного заказа книжным магазином книг у поставщика (издательства, оптового предприятия) ускоряет товародвижение в два-три раза. Стандартное библиографическое описание, ISBN, штрих-код, электронные накладные – без этих элементов сегодня невозможно выстроить логистику торгового процесса. Логистика имеет потенциальные возможности для ускорения прохождения материальных потоков на всех этапах их движения.

К ним можно отнести:

  • – достижение более тесных контактов участниками товародвижения, исключение из процессов движения неэффективных логистических операций;
  • – контроль за потоком товаров на всем пути его продвижения на базе создания информационных систем управления логистикой;
  • – представление всех видов деятельности, которые связывают производителей с потребителями, в качестве составляющих единого процесса товародвижения;
  • – развитие и применение логистики в книжном деле для решения задачи повышения физической доступности книжных товаров для покупателей.

Речь идет о том, чтобы российские читатели имели возможность беспрепятственно ознакомиться с максимально широким ассортиментом книжных товаров и выбрать необходимую книгу. Здесь существует целый комплекс логистических проблем, связанных с развитием розничной книготорговой сети, расширением ассортимента не только столичных, но и провинциальных книжных магазинов. Кроме того, книга является товаром, для успешной продажи которого крайне необходимо его наличие на рынке по принципу "здесь и сейчас". Большое количество покупок книг совершается незапланированно, в процессе знакомства покупателя с ассортиментом книжного магазина.

Доступность товаров зависит от таких параметров логистических услуг, как надежность, скорость и частота поставки, широта предлагаемого поставщиками ассортимента, уровень информационного обслуживания и т.д.

Приведем здесь пример "Топ-книги" (Новосибирск). Применение принципов логистики позволило этой фирме минимизировать период нахождения книжных товаров в процессе их движения от издателя до покупки конечным потребителем. Для этого используются современные компьютерные системы, доставка из Москвы почтовыми вагонами, круглосуточная работа склада, которая обеспечивает поставку заказанных книг в магазин в течение суток. Ускорение движения книг позволяет уменьшить товарные запасы, повысить их оборачиваемость, сократить число ошибок в заказах, что повышает эффективность финансовых результатов, а в конечном итоге улучшает уровень обслуживания покупателей. Скорость исполнения заказа на книгу, поступившего от жителя Новосибирска, составляет не более трех-четырех дней, а от жителей других городов Сибири – четырех-пяти дней.

Практика наиболее эффективно работающих издательских и книготорговых фирм показывает, что использование логистики позволяет успешно решать сложные проблемы, существующие в книжном деле.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Интегрированная логистическая поддержка продукции на этапах жизненного цикла»

Направление подготовки: 220700 Автоматизация технологических процессов и производств

Квалификация (степень) выпускника: магистр

по программам:

Системы автоматизированного управления в металлургии

Системы автоматизированного управления в нефтегазопереработке

Системы автоматизированного управления в горном деле

Системы автоматизированного управления в машиностроении

Форма обучения: очная

Составитель:

Ассистент каф. АТПП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины – углубленное освоение студентами, обучающимися по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств», основ интегрированной логистической поддержке продукции на этапах жизненного цикла: от концептуального проектировании и составления до утилизации.

Дисциплина нацелена на подготовку студентов к:

Разработке и исследованию средств и систем автоматизации и управления различного назначения, в том числе жизненным циклом продукции и ее качеством, применительно к конкретным условиям производства на основе отечественных и международных нормативных документов;


Исследованию в области проектирования и совершенствования структур и процессов промышленных предприятий в рамках единого информационного пространства;

Исследованию с целью обеспечения высокоэффективного функционирования средств и систем автоматизации, управления, контроля и испытаний заданным требованиям при соблюдении правил эксплуатации и безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла и рекомендована ФГОС. Она непосредственно связана с дисциплинами: «Организационно-экономическое проектирование инновационных процессов», «Интегрированные системы проектирования и управления автоматизированных и автоматических производств» и «Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность самостоятельно приобретать с помощью и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-8);

Способность проектировать архитектурно-программные комплексы автоматизированных и автоматических систем управления, контроля, диагностики и испытаний общепромышленного и специального назначения для различных отраслей (ПК-4);

Способность проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых технических средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики, систем управления жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-6);

Способность осуществлять контроль за испытанием , средствами и системами автоматизации и управления, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных методов автоматизации и управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-22);

Способностью руководить созданием нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность по автоматизации и управлению производством, жизненному циклу продукции и ее качеству (ПК-23);

Способность организовать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, действующих технологий их элементов и технических средств автоматизированных производств и по разработке проектов стандартов и сертификатов (ПК-28);

Способностью проводить анализ, синтез и оптимизацию процессов автоматизации, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством на основе проблемно-ориентированных методов (ПК-38);

Способностью обеспечивать практическое применение современных методов и средств определения эксплуатационных характеристик оборудования, технических средств и систем (ПК-50).

В результате освоения дисциплины студент должен

    Комплексную систему материально-технического обеспечения изделия, АСУ эксплуатацией изделия; передачей данных, документов и задач между участниками проекта в PDM-системах, проектирование работы; методы и средства хранения и управления характеристиками продукции на основе ИПИ/CALS-технологий; эксплуатационную модель экземпляра продукции, понятие об интегрированной логистической поддержке (ИЛП продукции), цели и задачи ИЛП, ее структуру и нормативные документы; методы логистического анализа на этапах жизненного цикла продукции и услуг, его автоматизацию; методы определения регламента технического обслуживания и ремонта изделия, надежности и ремонтопригодности.

Разрабатывать эксплуатационные модели изделий, с использованием принципов и методов логистического анализа жизненного цикла продукци на основе ИПИ/CALS технологий;

Составлять маркетинговый инвестиционный производственный и финансовый планы;

Навыками разработки эксплуатационных моделей изделий, использования логистического анализа работы с электронной документацией систем интегрированной логистической поддержки продукции на этапах ее жизненного цикла методов и средств хранения и управления характеристиками продукции на основе ИПИ/CALS технологий

Навыками работы с современными CAD/CAE/CAM системами для создания конструкторской структуры продукции на основе твердотельных геометрических моделей деталей и сборок;

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Другие виды самостоятельной работы

Домашнее задание

Роль трехмерной модели в жизненном цикле изделия. Создание конструкторской структуры изделия как основы для формирования логистической структуры продукции (изделия).

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Организационно-экономическое проектирование инновационных процессов

Интегрированные системы проектирования и управления автоматизированных и автоматических производств

Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование раздела дисциплины

Основные термины и определения.

Стандарты логистической поддержки продукции на этапах жизненного цикла.

Логистический анализ и организация логистического управления.

Каталогизация и классификация предметов и процессов снабжения как информационная основа интегрированной логистической поддержки.

Сквозное проектирование на базе трехмерных моделей в современном CAD/CAE/CAM программном обеспечении.


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусматривается

7. Практические занятия (семинары)

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

Изучение терминологического словаря интегрированной логистической поддержки

Создание логистических структур,

функциональный анализ

Расчет периодичности обслуживания

Показатели жизненного цикла продукции и интегрированная логистическая поддержка

Создание конструкторской структуры продукции в современном CAD/CAE программном обеспечении

Создание элементов интерактивного электронного руководства на основе разнесенной сборки в CAD/CAE программном обеспечении

Не предусмотрены.

9. Примерные темы рефератов:

Логистика как объект управления. Роль ИЛП в поддержании жизненного цикла продукции. Нормативное обеспечение ИЛП продукции. Интерактивные руководства по эксплуатации. Обзор программных пакетов для информационной поддержки продукции на этапах жизненного цикла. Характеристика и анализ производственной логистической системы (на примере организации). Методы совершенствования логистики производственных процессов в организации. Проблемы внедрения технологий информационной поддержки продукции на этапах ее жизненного цикла Особенности внедрения информационных систем на отечественных предприятиях.

10. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

Изучение стандартов по управлению ИЛП в сети Интернет

Освоение программно-технического оборудования для выполнения по курсу,

Подготовка рефератов с использованием информации в сети Интернет.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Степанов, : учебник для вузов /. : Проспект, 2009. – 488 с. – ISBN 5-392-003372-3: 189. , Омельченко логистическая поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции: Учебник для студентов вузов. – Москва: Московский государственный технический университет им. , 2008. – 296 с., ил. Библ.: 120. – русский. – ISBN 978-5-7038-3091-8 – Российская Федерация. Шаламов логистическая поддержка наукоемкой продукции. – Москва: Издательство "Университетская книга", 2008. – 464 с., ил. Библ.: 12. – русский. – ISBN 978-5-98699-049-1 – Российская Федерация. Гаврилов производством на базе стандарта MRP II.- СПб: Питер, 2002.- 320с.

Б)дополнительная литература

Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок.- М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2001.- 640с. , огистическое управление химическими предприятиями //Логинфо, №9(49), 2002.- с.39-45 Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения. / , 2006 – 232 с., Норенков автоматизированного проектирования: Учебник для студентов вузов. – Москва: Московский государственный технический университет им. , 2006. – 448 с., ил. Библ.: 15. – русский. – ISBN 5-7038-2892-9 – Российская Федерация.(Информатика в техническом университете). Малюх в современные САПР: Курс лекций. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 192 с. Таджикский A. M. Логистика: Учебное пособие/Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 3-е переработанное и дополненное издание. - М., 2000. - 368с.

12. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении практических работ магистры используют персональные компьютеры с установленным специализированным программным обеспечением CATIA, Solid Edge.

Проблемы логистической поддержки производства (внутрипроизводственной логистики) требуют особого предисловия. Классифицируя микрологистические системы, мы подразделили их на два вида, один из которых включает только внутренние потоки фирмы, а второй в дополнение к названным еще и входные и выходные потоки. Подразделение на заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную логистики осуществляется на несколько иных принципах, чем разделение систем на макро- и микрологистические. Микрологистическая система воплощает логистику основного звена рыночной экономики, представляющую собой сосредоточенную систему, в этом случае приходится работать с входными, внутрисистемными и выходными потоками.

Внутрипроизводственная логистика занята изучением и управлением потоками и запасами внутри самой системы; входной же и выходной потоки для внутрипроизводственной логистики - это некая заданность, условия, ограничения. Структура логистики фирмы в целом представлена па рис. 7.5.

Рис. 7.5.

В своем функционировании логистическая система должна находиться в тесной взаимосвязи с другими структурными подразделениями фирмы. Кроме того, на нынешнем этане конкурентной борьбы логистика выполняет функцию целеполагания и постановки конкретных узких задач другим подразделениям фирмы. В интегрированном виде задачи (функции) внутрипроизводственной логистики могут быть сформулированы следующим образом:

  • - планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
  • - разработка план-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям предприятия;
  • - разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
  • - установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
  • - оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
  • - участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;
  • - контроль количества и качества готовой продукции;
  • - участие в разработке и реализации производственных нововведений;
  • - контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Материальная логистика во внутрипроизводственном проявлении представляет собой достаточно сложное формирование; она включает в себя логистику производственного процесса, складскую, внутритранспортную логистику и т.д.

Внутрипроизводственная логистика занимает в нашей типологии особое место. Логистический поток в данном случае практически сводится к потоку материальному, так как финансовые потоки при отсутствии товарно-денежных отношений не образуются, а информационные - в достаточной мере детерминированы технологическими процессами. Логистические процессы перемещения и складирования предметов труда, неотъемлемая часть любого производственного процесса, являются следствием разделения труда. Внутрипроизводственную логистику как таковую рассматривать вне предпринимательского контекста можно лишь с сугубо технологических позиций. Интегральная же концепция логистики требует видеть место внутрипроизводственной логистики в воспроизводственном цикле. В соответствии с этим целесообразно представить производство в ряду основных функций предприятия (табл. 7.6).

Во внутрипроизводственной системе погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ чисто технически выделяют склады (структурные элементы, выступающие с логистической точки зрения как запасы) - сооружения, специально оборудованные площадки или устройства, предназначенные для приема, хранения и выдачи грузов, и грузопотоки - определенное количество однородных грузов, перемещаемых по заданному направлению за установленный период.

Таблица 7.6. Основные функции предприятия

Наименование функции

Примечание

Маркетинг

Изучение, анализ и формирование рынков, направленные на удовлетворение потребностей получателей

Основной предмет функциональной деятельности - информация

Сбыт (продажа)

Распределение и доведение готовой продукции и услуг до потребителей

Основной предмет функциональной деятельности товар

Финансовое

(финансирование)

Мобилизация и привлечение финансовых и денежных ресурсов: собственных ресурсов и ресурсов инвесторов и кредиторов

Финансы - метаресурс, необходимый для приобретения всех других ресурсов

Обеспечение

Кадровое (найм персонала)

Поиск, подбор, найм, подготовка, переподготовка, обучение персонала предприятия (менеджеров, специалистов, рабочих, служащих)

В некоторых классификациях этой функции не придается самостоятельное значение

Материально-техническое

Приобретение, доставка, сохранение и подготовка к использованию материально-технических ресурсов во всех видах функциональной деятельности предприятия

Материально-техническому обеспечению подлежат все виды деятельности предприятия

Производство (изготовление)

Соединение материально-технических ресурсов и живого труда в процессе превращения предметов труда в продукт труда (продукцию предприятия)

Характерна для производственного предпринимательства

Управление (менеджмент)

Системная функциональная деятельность, направленная па достижение цели предприятия

Особый вид целенаправленной деятельности предприятия

В этом случае схема логистических потоков может принять вид, изображенный на рис. 7.6. В данном случае все потоки носят материальный характер, при этом выделены внешние потоки, межцеховые потоки материалов и комплектующих изделий, а также межцеховые производственные потоки.

Рис. 7.6.

Существует множество факторов, оказывающих влияние как на размер запасов, так и на интенсивность потоков внутрипроизводственной логистики. Эти факторы, оказывающие как прямое, так и опосредованное влияние, могут быть объединены в четыре группы:

  • 1) отраслевые факторы (сгруппированные по технологическому, а не административному принципу):
    • - номенклатура, габаритные размеры и масса потребляемых фирмой материалов и комплектующих изделий;
    • - количество поставщиков материальных ресурсов;
    • - количество получателей готовой продукции;
    • - существующая система организации внешних перевозок;
    • - наличие или отсутствие посреднических фирм;
  • 2) региональные (межотраслевые) факторы:
    • - существующая в регионе система связей с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (непосредственная, через оптовые базы в регионе или вне его);
    • - наличие или отсутствие специализированных предприятий, обеспечивающих перевозки внутри региона, осуществляющих ремонт средств механизации и автоматизации загрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;
    • - наличие специализированных транспортных и логистических предприятий;
  • 3) внутрипроизводственные факторы:
    • - габаритные размеры и масса изготавливаемой продукции;
    • - объем выпуска продукции;
    • - тип производства (единичный, серийный, массовый);
    • - форма организации производственного процесса (технологическая, предметная, подетальная);
    • - генплан предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, наличие подъездных путей и т.д.);
    • - компоновка технологического оборудования;
    • - строительные характеристики складских и производственных помещений (количество пролетов, высота помещений, допустимые нагрузки на иол и перекрытия и др.);
  • 4) управленческие факторы:
    • - наличие автоматизированной системы управления производством;
    • - степень охвата технологических процессов автоматизированной системой управления.

Особую роль в данном случае играют логистические операции - обособленные совокупности действий, направленные на преобразование материального (во внутрипроизводственной логистике - в основном) и информационного потоков. Логистические операции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегий, характеристиками целевой функции.

При рассмотрении типологии логистики уже указывалось, что возможна ее дальнейшая декомпозиция. Так, в составе производственной логистики следует отмстить разницу в организации внутрипроизводственной логистики промышленных и строительных предприятий. На промышленном предприятии логистический материальный поток состоит из сырья, материалов, комплектующих изделий, сборочных узлов, покупных полуфабрикатов, вспомогательных материалов, запасных частей, закупаемых на рынке средств производства. В результате производственной деятельности создаются готовые изделия, подлежащие сбыту. При посредничестве торговых и логистических предприятий эти изделия становятся предметом дистрибьюции па рынках средств производства или предметов потребления. В интегральных продуктовых линиях в роли готовых изделий могут выступать продукты (обработанные детали, комплектующие, сборочные узлы), которые в соответствии с долгосрочными соглашениями о производственной кооперации поступают непосредственно другим производителям.

Во внутрипроизводственной логистике логистический подход приобретает особые черты и находит свое воплощение в реализации принципа "точно в срок"). Данный факт носит совершенно неформальный характер, так при этом по существу изменяется характер причинно-следственной связи и предпринимательские системы на информационном, а в ряде случаев (в зависимости от типа применяемых логистических систем) и технологическом уровне превращаются из толкающих в вытягивающие. Сравнение характера менеджмента в случаях традиционного и логистического подходов представлено в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Сравнение логистического и традиционного подходов в менеджменте фирмы

Факторы

Логистический подход

Традиционный подход

Оцениваются как пассивы. Все усилия должны быть направлены на их устранение. Страховые запасы стремятся к нулю

Оцениваются как активы. Защищают производство от ошибок прогнозирования и ненадежности поставщиков. Большинство запасов имеет страховой характер

Размер запаса,

количество

материальных

ресурсов

Размер показывает текущую потребность. Минимальное количество материальных ресурсов в поставке применяется как для производителя, так и для поставщика

Количество запаса определяется экономичным размером. Не учитывается изменение запаса при изменении затрат в сбыте при переходе на меньшее количество готовой продукции

Высокий приоритет. Отслеживание изменений спроса путем быстрой переналадки оборудования. Ориентация на производство небольших партий готовой продукции

Низкий приоритет. Обычная цель - максимизация объема выпуска готовой продукции

Запасы незавершенного производства

Стремление к устранению запасов незавершенного производства

Являются необходимым элементом. Аккумулируются между структурными подразделениями и являются основой производственно-технологических циклов

Поставщики

Рассматриваются как партнеры по бизнесу. Поддерживаются отношения с небольшим количеством надежных поставщиков

Наличествует большое количество поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция

Качество

Идеология TQM. Наличие дефектов рассматривается как недостаточная эффективность снабжения, производства и дистрибьюции

Допускается незначительное количество дефектов. Выборочная инспекция качества готовой продукции

Поддержка технологическим оборудованием

Существенна предварительная поддержка. Процесс может быть прерван, если поддержка не обеспечивает непрерывность доставки материальных ресурсов и незавершенного производства вовремя

Осуществляется по мере необходимости. Не считается критичной, пока поддерживаются необходимые запасы

Ведущее время

Поддерживается как можно короче, при этом возрастает скорость реакции каналов снабжения и уменьшается неопределенность, связанная с прогнозом потребности

Допускается длинное ведущее время, поскольку нет потребности в его уменьшении, пока возможна компенсация за счет страховых запасов

Персонал

Требует согласованности действий как рабочего, так и управленческого персонала. Не допускаются изменения в логистическом процессе, без опережающей согласованности

Управление осуществляет общий менеджмент. Изменения не зависят от персонала нижних уровней.

Применительно к материальной логистике наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются складирование, транспортировка, комплектация, загрузка, разгрузка транспортных средств, внутреннее перемещение грузов, т.е. перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции при реализации логистической функции производства. В широком смысле к логистическим операциям относятся также сбор, хранение и обработка данных информационного потока, соответствующего рассматриваемому материальному потоку (во внутрипроизводственной материальной логистике - грузопотоку).

Для определения на предприятии объема логистических операций следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутри складские и прочие грузопотоки.

Перечисленные грузоперевозки зависят от целого ряда факторов, в первую очередь от уровня организации производства. Так, на объем межцеховых грузопотоков значительное влияние оказывают сложность производственной структуры, существующая система складирования и организации межцеховых перевозок. В зависимости от этих факторов межцеховые грузопотоки могут существенно превышать объем внешних грузопотоков предприятия.

Внешний грузооборот не учитывает внутризаводских перевозок и перевозок грузов. Перевалка представляет собой законченный цикл процесса перемещения в пределах грузопотока.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить следующую модель определения объема логистических операций для организации материальных потоков в производстве:

где 0 - общий объем логистических операций; ()" - объем логистических операций на грузопотоках внутрипроизводственной логистической системы; ¿ = 1," - количество грузопотоков внутрипроизводственной логистической системы; - объем логистических операций на склада х внутрипроизводственной логистической системы; ) = ,т - количество складов внутрипроизводственной логистической системы.

В наиболее распространенной организационной структуре предприятия общий объем логистических операций примет следующий вид:

где 0^т - объем логистических операций на внешних грузопотоках (прием, отправление); С£ - объем логистических операций на общезаводских складах; 0^а - объем логистических операций на межцеховых грузопотоках; - объем логистических операций па цеховых и межцеховых складах; (£1у - объем логистических операций на межучастковых грузопотоках; 0^у - объем логистических операций на межучастковых складах; ££о - объем логистических операций на межоперационных грузопотоках.

Отдельные составляющие данной модели определяются следующим образом:

где К"^ =/(См) - количество внешних грузопотоков; С сложность изготавливаемой продукции; = /(0",МС) -величина внешних грузопотоков прибытия и отправления; Ом - объем производства предприятия; Ме - материалоемкость продукции; К^р = /(ВГ,У0) - количество перевалок на внешних грузопотоках; В, - вид груза; У0 - уровень организации логистических операций;

где К^=/(К^^ - количество общезаводских складов;

Квн - количество внешних грузопотоков; К"|1С = /(К"м) -количество внутрискладских грузопотоков; Фх - факторы, зависящие от условий хранения грузов; К^^, = /(У") " количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

3С=/(П|Ш) - объем складских запасов; Пвн - объем внешних грузопотоков;

где Кми=/(Усп) - количество межцеховых грузопотоков; У£п - уровень специализации цехов предприятия;

ПМ1| =/(К^-с,У"1|) - межцеховых грузопотоков; Кс - количество межцеховых и цеховых складов; К^р = /(У") - количество перевалок на межцеховых грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где К"и = /(К"шУП|) - количество внутрискладских грузопотоков; К" количество межцеховых грузопотоков; Уси - уровень специализации цехов предприятия;

Кми.ц = /(У"п) - количество межцеховых и цеховых складов; П|И. = /(Пмц) - величина внутрискладских грузопотоков; Пмц - объем межцеховых грузопотоков; Зс - объем складских запасов; К^у||1|| =/(У") - количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; Уо - уровень организации логистических операций;

где К^, =/(У^,) - количество межучастковых грузопотоков; Уу - уровень специализации производственных участков; с"Пму = /(К"фс,У*п) - объем межучастковых грузопотоков; К",]," - количество межучастковых складов полуфабрикатов; К"|ури = /(У") - количество перевалок на межучастковых грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где: К"ф" = /(Ус") - количество межучастковых складов полуфабрикатов; - уровень специализации участков; КШ1 = /(Кму"^си) - количество внутрискладских грузопотоков; К" - количество межучастковых грузопотоков;

=/(Пму,Уе") - объем внутрискладских грузопотоков; Пму - объем межучастковых грузопотоков; Зс - объем складских запасов; Фх - факторы, зависящие от условий

храпения грузов; К^утрп=/(У0) - количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где К"10|| = /(ОБ(Л - количество межоперационных грузопотоков; ОБс - доля складского и транспортного оборудования с совмещением технологических и транспортных операций в общем количестве; ПМО|| =/ГОБс) -объем межоперационных грузопотоков; К",",1", = /(У") - количество перевалок на межоперационных грузопотоках; Ус -уровень организации логистических операций.

Дальнейшее перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов уже не является функцией внутрипроизводственной логистики, так как это перемещение является уже частью технологического процесса обработки, а хранение осуществляется в накопительных устройствах технологического оборудования. Значительный интерес представляет совмещение технологических и логистических операций (к примеру, на роторных линиях обработки), но это должно быть темой самостоятельного рассмотрения, к тому же в большей степени в рамках не логистики, а организации производства.

Многообразие процессов в ходе ЖЦ продукции и необходимость их интенсификации требуют активного информационного взаимодействия субъектов (организаций), участвующих в его поддержке. С ростом числа участников увеличивается объем используемой и передаваемой информации.

Процессы ЖЦ продукции можно представить как совокупность процессов, происходящих у разработчиков, в органах государственного и отраслевого регулирования, у производителей, поставщиков МТО, перевозчиков, потребителей, ремонтных организаций, имеющих прямые и обратные связи. Таким образом, ЖЦ конечной продукции необходимо рассматривать с учетом ЖЦ входящих в нее компонентов. Базовая схема информационных потоков в среде участников ЖЦ продукции представлена на рисунке 3.1.

Потребность в интегрированной системе поддержки ЖЦ изделия и систематизации информационного взаимодействия компонентов такой системы привели к необходимости создания интегрированной информационной среды (ИИС). В основе ИИС лежит использование открытых архитектур, международных стандартов, совместное использование данных и апробированных программно-технических средств. Круг конкретных задач, решаемых в результате создания современной ИИС, включает:

Объединение в единое информационное пространство большого числа территориально удаленных друг от друга объектов и подразделений компании;

Высокоскоростную передачу по каналам связи любых видов информационных потоков;

Поддержку деятельности всех подразделений и объектов предприятия;

Автоматизацию всех технологических и бизнес-процессов компании, оперативный контроль и управление процессами производства, транспортировки и сбыта, взаиморасчетов с потребителями и поставщиками, управление персоналом; мощные средства обработки и анализа получаемой информации, расчет плановой и фактической себестоимости продукции;

Обеспечение необходимого уровня безопасности и защиты информационных ресурсов предприятия.

Новые информационные технологии уже позволили добиться существенных достижений в области автоматизации и информационной интеграции при проектировании и производстве техники. Больше внимания уделяется и вопросам, связанным с информационной и организационной поддержкой постпроизводственных стадий ЖЦ изделий. В частности, таких как их закупка и поставка, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание, техническое обслуживание и ремонт, поставка запасных частей и др. В западной терминологии перечисленные стадии объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП), являющейся важной составной частью концепции CALS.

Рисунок 1.5 --Базовая схема информационных потоков в среде участников ЖЦ продукции

Электронная обработка информации о материальных потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков с помощью компьютерных средств в снабжении, производстве и поставках обеспечивает реализацию современной концепции интегрированной логистики.

Послепродажное обслуживание продукта, с одной стороны, должно учитывать интересы потребителя, с другой - быть рентабельным для производителя. При этом производитель (поставщик) продукта сталкивается с целым рядом проблем:

Планирование производственной программы должно учитывать соответствие динамики производства динамике эксплуатации продукта, обеспечивая своевременное поступление запасных частей в службы технического обслуживания и ремонта (ТОиР);

Соотношение уровня сервиса послепродажного обслуживания продукции и уровня затрат на производство, поставку, складирование запасных частей должно быть оптимальным;

Обеспечение загрузки оборудования и ритмичности предполагает непрерывность производственного цикла;

Время реакции производства на изменение структуры входящего потока потребностей в запасных частях должно быть минимальным.

Решение этого комплекса проблем в конечном итоге определяет конкурентные преимущества продукта для потребителя. Комплекс управленческих мероприятий, направленных на решение этих проблем, объединяется в системе интегрированной логистической поддержки (ИЛП) ЖЦ наукоемкой продукции. Интегрированный процесс управления обеспечивает выбор комплектующих, кодирование изделий и запчастей, планирование поставок, администрирование заказов и др. Системы ИЛП обеспечивают предприятия оперативной и аналитической информацией в электронной среде, что делает взаимодействие высокоэффективным.

В мировой практике на основе использования систем ИЛП продлеваются назначенные до списания межремонтные ресурсы и сроки службы техники, приносящее эксплуатирующим организациям колоссальный экономический эффект.

Методическую основу концепции ИЛП составляют положения стандарта министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60 (Jntegrated Logistic Support)", который практически стал международным и на нормы которого иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе ИЛП для отечественных изделий. Использованы некоторые положения нормативного документа НАТО "NATO CALS Handbook", военного стандарта США MILSTD-1388 (к настоящему времени отменен), а также требования спецификаций АЕСМА 1000D, АЕСМА 2000D.

Анализ перечисленных выше нормативных документов позволил выявить основное содержание проблемы ИЛП и сформулировать связанные с ней задачи. ИЛП сложного наукоемкого изделия состоит в реализации четырех основных процессов:

1) логистического анализа изделия (Logistic Support Analysis), проводимого на всех стадиях ЖЦ;

2) планирования процессов технического обслуживания и ремонта изделия (Maintenance and Repair Planning), проводимого на стадии проектирования и уточняемого в процессе производства и эксплуатации изделия;

3) интегрированного планирования процедур поддержки материально-технического обеспечения процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), проводимого на стадии проектирования и уточняемого в процессе производства и эксплуатации изделия;

4) обеспечения персонала электронной эксплуатационной и электронной ремонтной документацией на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation), проводимого на стадии проектирования и реализуемого в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.

Необходимо отметить, что в отечественной практике под другими названиями понимаются процессы и процедуры, в известной степени аналогичные перечисленным выше. Главное отличие процессов и процедур, описываемых в отечественных нормативных документах, от аналогичных, регламентированных зарубежными стандартами, состоит в том, что отечественные документы не предусматривают систематического применения информационных технологий для поддержки процессов логистического анализа, таких как безопасность, надежность, контролепригодность, эксплуатационная и ремонтная технологичность, техническое обслуживание и ремонт, материально-технического обеспечение и другие, в рамках интегрированной информационной среды. Это предопределяет необходимость перевода данных процессов на современную методическую и программно-техническую базу, приемлемую, в первую очередь, для иностранных заказчиков отечественной продукции.

В настоящее время законченных решений в области ИЛП не существует. Стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60, хотя и является основой для создания систем ИЛП, но дает лишь общий подход к проектированию. Все работы по выработке таких решений находятся на стадии разработки концепции, технических заданий и пилотных проектов.

В нашей стране до 2000-х годов не происходило сколько-нибудь значимых изменений в области логистической поддержки техники. Основная особенность проблемы в том, что ИЛП зародилась еще в советские времена, когда она существовала в виде системы послепродажного обеспечения эксплуатации техники. А главная причина появления этой проблемы - сугубо ведомственная структура советской экономики, фактически лишенная каких-либо экономических или коммерческих отношений между предприятиями различных ведомств. Одни ведомства производили, другие эксплуатировали. Поэтому все вопросы, касающиеся обеспечения эксплуатации (будь то инженерная поддержка или снабжение запасными частями) решались на уровне ведомств в рамках планового хозяйства. Отсюда сегодняшний конфликт интересов и существующие недостатки.

В остальном мире системы ИЛП бурно развивались. Импортеры техники уже привыкли к использованию подобных систем настолько, что по-другому эксплуатировать уже не хотят и не могут.

Иначе говоря, техника без системы послепродажного обеспечения эксплуатации сегодня уже не рассматривается в качестве законченного продукта или товара.

Заинтересованность в освоении и развитии указанных информационных технологий во многом объясняется следующим: создание системы логистической поддержки становится необходимым условием заключения крупных контрактов на поставку изделий техники и др. При этом наукоемкое производство возвращает свои утраченные позиции на международных рынках. Укрепление позиций производителей наукоемкой продукции на мировых рынках будет зависеть от наличия систем поддержки эксплуатации, поставляемых одновременно с объектами, и их качества.

Белорусская железная дорога является крупным потребителем наукоемких технических средств и современных технологий. На этапе проведения тендеров по закупке технических средств транспорта необходимо требовать от поставщиков выполнения указанных выше международных норм.

Интегрированная логистическая поддержка наукоемкой продукции (проблемы, задачи, методы)

Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его жизненного цикла (ЖЦ) 1 .

Эти затраты складываются из затрат на разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, эксплуатацию, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечении срока службы.

Для сложного изделия (например, летательного аппарата, корабля, многокоординатного станка с ЧПУ, гибкого модуля, робототехнического комплекса и т.п.), имеющего длительный срок использования (10-20 лет), затраты на постпроизводственных стадиях ЖЦ, связанные с поддержанием изделия в работоспособном состоянии (состоянии готовности к использованию), могут быть равны или даже превышать затраты на приобретение (Рис. 1).

Рис. 1

Сокращение затрат на поддержку ЖЦ изделия - одна из целей внедрения концепции и стратегии CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Русскоязычное наименование этой концепции и стратегии - ИПИ (Информационная Поддержка жизненного цикла Изделий). Комплекс управленческих процессов и процедур, направленных на сокращение затрат на постпроизводственных стадиях ЖЦ, именуемых иногда «затратами на владение», объединяется понятием ИЛП - интегрированной логистической поддержки (Integrated Logistic Support). Это понятие относится к числу базовых инвариантных понятий ИПИ. Ни одна информационная система не может быть отнесена к классу ИПИ, если в ней не реализована в той или иной мере компонента ИЛП. С другой стороны, содержание процессов и состав задач ИЛП практически не зависят от предметной области.

До недавнего времени в России проблеме ИЛП не уделялось должного внимания, что привело к существенному отставанию отечественной промышленности в этом направлении. Сегодня эта проблема приобрела особую актуальность в связи с возрастающим стремлением отечественных предприятий выйти на международные рынки. Иностранные заказчики предъявляют к российским изделиям те же требования, что и к аналогичным изделиям зарубежных фирм. В этой связи проблема организации ИЛП для изделий российских предприятий переходит в разряд первоочередных, поскольку от ее решения в значительной мере зависит конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции на мировых рынках.

Нулевой уровень - ежедневное обслуживание и уход за оборудованием, устранение мелких неисправностей: ТОиР, выполняемые силами персонала, непосредственно эксплуатирующего изделие (оператор, производственный рабочий);

Первый уровень – текущий ремонт: ТОиР, выполняемые силами ремонтного персонала подразделения (цеха), в составе которого эксплуатируется изделие;

Второй уровень – средний ремонт: ТОиР, выполняемые силами персонала предприятия, в составе которого эксплуатируется изделие (ремонтный цех в составе службы главного механика предприятия);

Третий уровень – капитальный ремонт: работы, выполняемые специализированными ремонтными предприятиями или заводом – изготовителем изделия.

Значима эта проблема и для изделий, реализуемых на внутреннем рынке, поскольку ее решение позволит минимизировать затраты на поддержку постпроизводственных стадий ЖЦ, направив высвобожденные средства на другие нужды.

В докладе кратко рассмотрены основные методические положения, касающиеся функционального состава и организации системы ИЛП и ее компьютерного сопровождения в рамках ИПИ-технологий.

Методическую основу статьи составляют положения стандарта Министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60 “Integrated Logistic Support”, который практически стал международным. На нормы этого стандарта иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе ИЛП для отечественных изделий. Использованы также некоторые положения нормативного документа НАТО «NATO CALS Handbook», стандарта США MIL-STD - 1388, а также требования авиационной спецификации AECMA 1000D.

Анализ этих и других нормативных документов позволил выявить основное содержание проблемы интегрированной логистической поддержки и сформулировать связанные с ней основные задачи. На рис. 2 схематически показана структура процессов и задач ИЛП.

Согласно этой схеме ИЛП сложного наукоемкого изделия состоит в реализации четырех основных процессов:

- логистический анализ (ЛА) изделия (Logistic Support Analysis ), проводимый на всех стадиях ЖЦ;

- планирование процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning) , проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;

- интегрированное планирование процедур поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning ), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;

- обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation , Electronic Repair Documentation ), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.

В отечественной практике процессы и процедуры, в известной степени аналогичные перечисленным выше, применяются под другими названиями. Некоторые из них регламентированы нормативными документами государственного и/или отраслевого уровня. Так, например, в практике военно-морского флота (ВМФ) и строительства военных кораблей принято разрабатывать и реализовывать программы обеспечения надежности (ПОН) корабельной техники. Такие программы составляются как для корабля в целом, так и для всех его основных систем, агрегатов и узлов. Существуют типовые ПОН (отдельно для надводных кораблей и для подводных лодок). По содержанию и составу решаемых задач ПОН близки к ЛА.


Рис. 2

В ГОСТ 28056 – 89 регламентированы требования к содержанию и оформлению программы технического обслуживания и ремонта самолетов – документа, содержащего сведения и описания, относящиеся к планированию и организации процессов ТОиР и МТО.

Главное отличие процессов и процедур, описываемых в отечественных нормативных документах, от аналогичных процессов и процедур, регламентированных зарубежными стандартами, состоит в том, что отечественные документы не предусматривают систематического применения информационных технологий для поддержки процессов ЛА, ТОиР, МТО и др. в рамках интегрированной информационной среды (ИИС). Это предопределяет необходимость перевода этих процессов на современную методическую и программно-техническую базу, приемлемую, в первую очередь, для иностранных заказчиков отечественной продукции.

Логистическому анализу и проблеме обеспечения персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией посвящены специальные доклады. Поэтому здесь мы подробнее рассмотрим процессы планирования ТОиР и МТО.

Планирование процессов ТОиР предполагает:

Разработку концепции ТОиР;

Анализ и конкретизацию требований к изделию в части его обслуживания и ремонта;

Разработку и оперативную корректировку плана ТОиР.

Система технического обслуживания и ремонта – совокупность взаимосвязанных технических средств, специальной технической документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, относящихся к компетенции этой системы.


Рис. 3

Структура концепции ТОиР представлена на рис. 3.

Согласно ГОСТ 18322 – 78, техническое обслуживание (ТО) – операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Тот же ГОСТ 18322 – 78 определяет ремонт (Р) как комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Метод технического обслуживания (ремонта) – это совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта).

Персонал, выполняющий ТО, может быть специализирован по видам изделий, видам операций и видам технического обслуживания.

Принято различать следующие виды ТО изделий:

ТО при использовании;

ТО при хранении;

ТО при перемещении;

ТО при ожидании использования по назначению.

Виды ТО можно классифицировать в зависимости от:

Периодичности выполнения;

Условий эксплуатации;

Регламентации выполнения;

Организации выполнения.

В ходе ТО выполняются регламентированные в конструкторской документации операции, необходимые для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы.

Под операцией ТО в соответствии с ГОСТ 3.1109-82 понимают законченную часть ТО изделия или его составной части, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.

Выбирая соответствующий метод технического обслуживания изделий, можно назначать величины параметров, относящихся к характеристикам поддерживаемости, минимизируя эксплуатационные затраты.

Помимо перечисленных выше понятий, в стандарте DEF STAN 00-60 введено понятие уровня ТОиР, которое применительно к оборонной технике может быть интерпретировано следующим образом:

Нулевой уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала, непосредственно эксплуатирующего изделие (экипажа);

Первый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала подразделения (части), в составе которого эксплуатируется изделие (в армейских условиях – батальонные, полковые ремонтные службы);

Третий уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала соединения, в составе которого эксплуатируется изделие (корпусные, дивизионные, армейские ремонтные службы);

Четвертый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала специализированных предприятий фронтового (окружного) подчинения;

Пятый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала предприятия – изготовителя.

Для техники гражданского назначения эти уровни описываются следующим образом:

Каждому уровню соответствует свой набор задач, требования к численности и квалификации обслуживающего и ремонтного персонала, к количеству и номенклатуре запасных частей и заменяемых агрегатов, к составу специального оборудования и т.д.

Конкретизация изложенных выше положений и представлений служит основой содержания концепции ТОиР, разрабатываемой, как правило, поставщиком изделия и согласуемой с его заказчиком.

Требования к изделию в отношении ТОиР определяются на основе данных ЛА, содержащихся в БД ЛА, и уточняются по результатам реальной эксплуатации в различных условиях.

На основе концепции и результатов анализа требований разрабатывают и реализуют следующие мероприятия:

Создание единой системы управления ТОиР, предусматривающей методы и «механизмы» улучшения показателей надежности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, что в итоге должно минимизировать эксплуатационные затраты;

Организацию распределенной системы сбора и обработки службами заказчиков (эксплуатантов) статистической информации о значениях вышеуказанных показателей, а также данных о номенклатуре и количестве используемых запасных частей для изделия и его компонентов; эти данные извлекаются из специальных документов – формуляров изделия, его агрегатов и систем, в которых фиксируются результаты проведения операций ТОиР, факты замены компонентов, календарные сроки выполнения операций (начало, конец), сведения о работниках, выполнявших операцию и т.д.

Выполнение службами заказчиков и поставщика централизованного анализа накопленных эксплуатационных и логистических данных;

Проведение согласованной динамической корректировки планов ТОиР;

Подготовку и переподготовку персонала по обеспечению перечисленных выше мероприятий.

План ТОиР разрабатывают в нескольких альтернативных вариантах с учетом распределения работ по упомянутым выше уровням, назначения обслуживающего и ремонтного персонала, обладающего необходимой квалификацией, наличия необходимых запчастей и расходных материалов и т.д. Планируются календарные даты, трудоемкость работ и их стоимость. Заказчик выбирает наиболее подходящий ему вариант. При расчетах, связанных с планированием ТОиР, используют следующие основные показатели:

Средняя продолжительность технического обслуживания (ремонта).

Средняя трудоемкость технического обслуживания (ремонта).

Средняя стоимость единицы времени (трудоемкости) технического обслуживания (ремонта).

Средняя суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов).

Средняя суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов).

Средняя суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов).

Удельная суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) (относительно времени использования изделия по назначению).

Удельная суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов).

Удельная суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов).

Коэффициент готовности.

Коэффициент технического использования.

Определения этих показателей содержатся в нормативных документах (см., например, ГОСТ 27.001-96, 27.002-89, 27.003-90, 27.101-96, 15.206-84, 27.301-96, и др.). Их значения определяются в процессе ЛА и содержатся в соответствующих таблицах БД ЛА.

Процесс планирования поддержки материально-технического обеспечения (МТО) предполагает выполнение, управление и информационную поддержку в условиях интегрированной информационной среды (ИИС) следующих процедур:

Кодификация предметов МТО (Codification);

Начальное МТО (Initial Provisioning);

Текущее МТО (Provisioning);

Планирование поставок (Procurement Planning);

Управление поставками (Supply Management);

Управление заказами (Order Administration);

Управление счетами (Invoicing).


Рис. 4.

Кодификация предметов МТО представляет собой регламентированную стандартами процедуру присвоения этим предметам кодовых обозначений, однозначно понимаемых всеми причастными к соответствующим процессам службами поставщиков и получателей. Характерной особенностью этих обозначений является их ориентированность на компьютерную обработку. Здесь важно обеспечить по возможности автоматизированный переход к кодовым обозначениям, принятым в национальной (государственной) или международной системе каталогизации продукции, поставляемой для государственных нужд. Сегодня в качестве такой системы выступает система, принятая в странах НАТО, согласно которой каждому изделию присваивается специальный код NSC (NATO Stock Code). Кроме того, используются специальные коды предприятий – изготовителей предметов МТО. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 26 аналогичная система внедряется в России. В этой связи задача кодификации в отечественной промышленности в ближайшие годы будет решаться в соответствии с существующими в этой области международными стандартами.

В контексте планирования, предусмотренном ИЛП, процедура, именуемая в стандарте DEF STAN 00-60 как начальное МТО , состоит в определении набора запасных частей и расходных материалов, необходимых для поддержки функционирования изделия в начальный период его эксплуатации, когда процесс текущего МТО по тем или иным причинам еще не налажен. Состав этого набора как в отношении номенклатуры необходимых предметов, так и в отношении их количества, определяется расчетами, выполняемыми в процессе ЛА. В состав средств и предметов начального МТО, как правило, включают запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации не только самого изделия, но и вспомогательного оборудования. В процессе организации начального МТО могут быть подготовлены контракты с фирмами – поставщиками соответствующей продукции. Обычно период действия начального МТО ограничивается сроком до двух лет.

Номенклатура и объемы поставок в процессе текущего МТО также определяются расчетами, выполняемыми в процессе ЛА, однако затем корректируются в зависимости от фактических условий эксплуатации изделия. При этом широко используются иллюстрированные каталоги деталей и элементов изделия. Подготовка каталогов происходит в процессе проектирования изделия.

Здесь могут быть эффективно использованы методы теории управления запасами, а также практические приложения этой теории.

Согласно стандартам DEF STAN 00-60, MIL-STD 1388 планирование поставок (ПП) представляет собой метод запроса и получения от промышленных предприятий сведений о ценах на предметы МТО, включая прайс-листы поставщиков. В соответствии со стандартами процедуры ПП охватывают два вида деловой практики:

1. Процедуры направления запроса о ценах на конкретные предметы МТО от покупателя потенциальному поставщику и последующего ответа поставщика.

2. Процедуры запроса покупателем актуального прайс-листа на некоторую номенклатуру предметов МТО и предоставления такого прайс-листа поставщиком в ответ на запрос покупателя. Возможна также процедура предоставления этих данных покупателю по собственной инициативе поставщика.

Стандарты жестко регламентируют форму и содержание запросов и ответов (сообщений) в электронном виде для обоих случаев, предусматривают формы и процедуры согласования цен и способы кодирования соответствующих разным ситуациям документов.

На основании результатов ПП определяется, у каких поставщиков будут приобретаться те или иные предметы МТО. Именно эти сведения и составляют содержание плана поставок. Эти данные используются в последующих операциях ИЛП, т.е. при управлении заказами и счетами.

Некоторые отечественные нормативные документы трактуют понятие планирования поставок гораздо шире, понимая под ним всю совокупность процессов, связанных с планированием и организацией поставок для государственных нужд. В контексте ИЛП под ПП понимается и рассматривается только планирование поставок запасных частей и расходных материалов для обеспечения эксплуатации, обслуживания и ремонта конкретного изделия.

Управление поставками предусматривает выполнение следующих процедур:

Оценку уровня текущих запасов по всем предметам МТО;

Принятие своевременных решений о необходимости пополнения этих запасов;

Подготовку соответствующих заявок;

Контроль качества поступающих предметов МТО;

Организацию учета, хранения и выдачи предметов МТО.

На выполнение всех этих процедур существуют предусмотренные стандартами правила и инструкции, определяющие состав и последовательность необходимых действий, а также форму и содержание сопроводительных документов.

Управление заказами – термин, объединяющий совокупность всех действий, осуществляемых с заказом (заявкой) от момента его выдачи заказчиком поставщику (с учетом возможных поправок/добавлений, запросов/справок о ходе выполнения и т.д.), вплоть до подтверждения доставки заказанных предметов МТО. При выполнении этих действий между заказчиком и поставщиком осуществляется информационный обмен, в ходе которого используются следующие транзакции:

1. Размещение заказа (Заказчик – Поставщик);

2. Получение справок о размещенном заказе (Заказчик – Поставщик – Заказчик);

3. Подтверждение приема заказа (Поставщик - Заказчик);

4. Отказ от приема заказа (Поставщик – Заказчик);

5. Извещение об изменении несущественных параметров заказа (Поставщик – Заказчик);

6. Извещение о выполнении заказа (отгрузке) (Поставщик – Заказчик).

Формат и содержание транзакций регламентированы стандартами DEF STAN 00-60 и др.

Управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения - информационный обмен между поставщиком и заказчиком при передаче счетов и данных о счетах на оплату в электронном виде.При этом используются следующие транзакции:

1. Отправка счета (Поставщик - Заказчик);

2. Подтверждение приема счета к оплате (Заказчик - Поставщик);

3. Отказ от оплаты счета (Заказчик - Поставщик);

4. Отправка платежного требования (Поставщик - Заказчик);

5. Прием платежного требования (Заказчик - Поставщик);

6. Отказ от платежного требования (Заказчик - Поставщик);

8. Ответ на запрос о состоянии платежа (Заказчик - Поставщик);

9. Извещение о состоянии платежа (Заказчик - Поставщик).

Формат и содержание транзакций регламентированы упомянутыми выше стандартами.

В контексте концепции CALS все перечисленные выше процессы и процедуры должны реализовываться при помощи специализированных программных приложений, оперирующих данными, содержащимися в интегрированной информационной среде, охватывающей предприятие – поставщика, эксплуатанта, сервисные службы, ремонтные подразделения и предприятия. Создание такой среды и соответствующих приложений является принципиально новой для отечественной промышленности научно-технической задачей, требующей решения в ближайшие годы.

-------------

1 В английской транскрипции величина этих затрат обозначается аббревиатурой LCC - Life Cycle Cost.

НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»

CALS - предпосылки и преимущества.