О фокусном расстоянии объектива. Какой объектив выбрать, или как фокусное расстояние объектива влияет на пространство в кадре Влияние фокусного расстояния на съемку в

03.03.2011

Мы продолжаем публиковать серию мастер-классов Зория Файна о тонкостях фотографического искусства.

Материал предназначен для начинающих фотографов и широкого круга любителей.

Традиционно считается, что портретная зона начинается с 80 мм фокусного расстояния объектива. Классический портрет - 85 мм. Это, общем-то, постулат, и спорить с этим трудно. Причина проста - в широкоугольной зоне до 50 мм - портреты «опасно» снимать, т.к. снятое «в упор» лицо будет растянуто по краям кадра. Кстати, это - основная ошибка фотографов-любителей, когда особо не хватает места для съемки, они радуются возможностям своего аппарата «захватить» как можно больший угол обзора и снять портрет «в упор».

После 50 мм (но до 80 мм), когда, казалось бы, перспектива уже «выравнена» и не имеет линейных искажений, портрет тоже не получится из-за диспропорций лица, снятого с близкого расстояния. Разве что снимать издалека и затем делать перекадрировку.

Полупрофессиональный класс фотоаппаратов с наличием кроп-фактора вроде бы облегчил задачу фотографу, сделав возможным снимать портреты более низкобюджетными 50-мм объективами, что в пересчете на полный кадр даст те же 80 мм.

Классическая портретная зона - 85 мм - выбрана не спроста. Это именно то фокусное расстояние, когда снятая «в упор» голова во весь кадр: во-первых, лишена основных диспропорций, например, не будет сильно выделяться нос или уши, а во-вторых - появляется возможность за счет маленькой глубины резкости добиться особого «воздуха» и объема в кадре - этот стиль особенно почитаем в американской школе портретной фотографии - когда фокус по глазам, а ближе к ушам или в зоне декольте он плавно переходит в нерезкость, тем самым, создавая психологический акцент на главном элементе портрета - глазах.

Более дальние зоны фокусных расстояний тоже применяются в портретной съемке, но это - прерогатива репортажной техники. Проблема в том, что в телезонах (от 120 мм) как бы «сплющивается» перспектива. С одной стороны, можно добиться прекрасного боке и при прикрытых до 5,6 или даже 8 диафрагмах. С другой - пропадает ощущение расстояний. Особенно - за портретируемым. Эта зона особенно хороша и часто используется профессионалами для съемки ростового портрета, т.к. выравниваются диспропорции в пространстве, а значит - и в перспективе изображения тела в пространстве. Особенно в этих случая применяются нижние точки съемки - тогда возникает ощущение, что ноги у модели становятся «длиннее», и это многим нравится.

Однако, в этой статье я хотел бы подчеркнуть, что нет жестких правил относительно портретной съемки. Аккуратно и грамотно использованные разные фокусные расстояния во всем диапазоне могут привести к ярким и неповторимым результатам. Так, например, я хочу привести, в качестве образца несколько портретов известного художника Виктора Рыбачука, сделанные у него на даче. Эти портреты относятся по стилю к жанровым, т.к. изображают не только художника, но и интерьер терассы его мастерской. О таких составляющих портрета, можно более широко и образно обрисовать быт и творческую атмосферу вокруг художника, его окружение.

Вся эта серия портретов снята объективом EF 35/1,4 L

"Фотография - как след жизни" (документальный фильм-интервью).

"Фотоаппарат - тонко настроенный инструмент" (авторская статья).

Другие мастер-классы Зория Файна.

Photo Fine Study - обучение фотоискусству.

Галерея выпускников фотошколы.

Видеоотзывы выпускников фотошколы.

В самом низу есть обновление

Приветствую вас, фотогики! Портретная фотосъёмка, по-хорошему, является искусством. А искусство - штука субъективная.

Но для фотосъёмки мы пользуемся техническими устройствами, а значит неизбежно «скованы» законами, которым эта техника подчиняется. И о них хотелось бы поговорить, т.к. мифов тут полным полно…

Для начала, хочется вспомнить, что мы зачастую ограничены ещё и некоторыми «жанровыми условностями». Есть определённые «классические» компоновки кадра. Например, портрет «по грудь», где в кадре умещается область пространства примерно 75 см по диагонали. Или портрет «голова и плечи», где по диагонали получается примерно 50 см. Эти два варианта - самые распространённые «шаблоны» фотоснимков. В дальнейшем речь будет идти именно о кадрах с 50 и 75 см по диагонали.

Теперь немного геометрии… Сильные перспективные искажения лица считаются эстетически непривлекательными, «уродующими». Из-за этого снимать портреты с расстояния менее 1 м считается неправильным. Конечно, что считать уродством, а что «видением художника» - вопрос спорный, но всё равно многие специальные портретные объективы просто нельзя сфокусировать существенно ближе этой дистанции. Профессиональный портретный объектив Canon EF 85mm f/1.2L USM, например, фокусируется не ближе 95 см.

Но и полное отсутствие перспективных искажений тоже считается… Искажением! Мол «лицо выглядит слишком плоским», ведь невооружённым глазом с большого расстояния лицо уже плохо видно, так что мы не привыкли видеть крупное лицо совсем «без перспективы». Из-за этого снимать портреты с дистанции более 3 м тоже не рекомендуется.

Оптимальным считается снимать людей с расстояния примерно 1,5-2,0 м.

Какое фокусное расстояние должно быть у объектива, чтобы с расстояния 1,5-2,0 м захватить 75 см по диагонали? Если у нас классический плёночный кадр 36x24 мм или «full frame» матрица, то 80-100 мм.

Какое фокусное расстояние нужно, чтобы с расстояния 1,5-2,0 м захватить 50 см по диагонали? 110-145 мм.

А какие у нас классические фокусные расстояния у портретных объективов? 85 и 135 мм… Думаю, теперь должно быть вполне очевидно, почему выбраны были именно эти числа. Просто эти фокусные расстояния обеспечивают съёмку «шаблонных» по композиции кадров с оптимальной дистанции.

Часто люди неправильно понимают смысл фразы, что «эти объективы обеспечивают минимальные искажения лица», считая, что само фокусное расстояние влияет на искажения. Но нет, это ошибка, искажения определяются расстоянием. Конечно, объективы и сами вносят искажения, дисторсию. Но мнение, что она минимальна именно у 85 и 135 мм объективов, абсолютно не соответствует действительности. Так, например, у широкоугольного объектива Canon EF 35mm f/1.4L II USM бочкообразная (она делает лицо «пухлее») дисторсия 0,1%. Потому то он и не подходит для портретов?.. Нет, упомянутый выше портретный 85-мм Canon имеет тоже бочкообразную, да ещё и 0,2%!

Так что выбирая именно фокусное расстояние объектива, нужно смотреть, какой угол обзора у него на матрице вашей камеры. На Nikon 1, с его мизерной матрицей, объектив 35 мм будет отличным «потретником», который, если его грамотно спроектировали, не будет создавать вам никаких искажений лица. Все разговоры «кроп-фактор не имеет значения, объектив как был, так и есть широкоугольный» - это просто индикатор непонимания людьми оптики и геометрии.

Вот до сюда надо листать

Теперь перейдём к другому интересному аспекту съёмки портретов - к боке…

Есть много холиваров на тему «Вау! Какое шикарное размытие фона! Это великолепно!» VS «Только глупые новички снимают на открытой диафрагме, профессионал выбирает красивый фон». Не будем в них лезть, просто примем как данность, что есть существенная прослойка людей, желающих видеть на портретах «размытый в хлам» фон, и постараемся помочь им выбрать подходящий объектив.

Общеизвестно, что чем меньше число диафрагмы - тем сильнее будет размыт фон. f/1.4 лучше, чем f/2.0. А f/1.2 - вообще прекрасно.

Также известно, что чем больше фокусное расстояние (но не забываем про сказанное в первой части статьи!) - тем сильнее размывается фон.

Но что размоет фон сильнее, 50 мм f/1.4 или 85 мм f/2.0?! А если они ещё и на фотоаппаратах с разным размером матрицы?..

Собственно из этого вопроса вся статья и вылезла. Взять штук десять разных объективов и «прогнать» их через несколько камер с разными матрицами, снимая разные портреты в разных условиях - эксперимент интересный, но долгий и дорогостоящий. Так что я решил заняться математическим моделированием…

«Сферичность» «коня в вакууме» в моём случае заключалась в том, что я считал объектив одной единственной линзой, которая для фокусировки перемещается вперёд-назад. Других вариантов у меня просто не было, ведь я хотел выяснить, как на размытие фона влияет фокусное расстояние и диафрагма вообще, а не конкретного объектива. А одно и то же фокусное с диафрагмой могут быть у объективов совершенно разных конструкций… Так что размытие фона (и даже расстояние, на котором он даст нужную диагональ кадра!) у конкретного реального объектива может быть несколько иным. Так, например, на фотографии выше отлично видно, что точечный источник света не в фокусе может на фотографии изображаться даже вовсе не кругом, а овалом… Но, тем не менее, в большинстве случаев отличия моего расчёта от результатов реального объектива будут незначительными.

Что же я собственно сделал? Исписав лист A4 с двух сторон преобразованиями основной формулы тонкой линзы, я получил расчёт того, на какой дистанции (от плоскости матрицы/плёнки, именно от неё отсчитываются расстояния на шкале фокусировки объективов) нужно разместить объект, чтобы получить нужную диагональ кадра при заданном фокусном расстоянии и размерах матрицы, а также в круг какого размера размоется точечный источник света, расположенный на заданном расстоянии за объектом съёмки (я считал расстояние именно от объекта съёмки, т.к. обычно сменив объектив фотограф сам отходит/подходит ближе, а не просит подойти/отойти портретируемого). Этот размер я выразил в процентах диагонали кадра, чтобы можно было напрямую сравнивать его для камер с разными матрицами.

Далее был создан этот Exel-файл . Оранжевые ячейки - это то, что мы задаём (диагональ кадра, размеры матрицы, расстояние от объекта до фона), жёлтые - это главные результаты расчётов (дистанция, чтобы оценить, подходит ли это фокусное для такого портрета, и размытие фона), серые - промежуточные результаты расчётов (например, «расфокусировка фона» - это расстояние от плоскости, в которой сфокусировался фон, до плоскости матрицы).

Я искренне полагал, что результатами расчёта станут простые выводы типа «50 мм f/1.4 размывает фон хуже, чем 85 мм f/2.0». Но нет!

Если снимать портрет «по грудь» (75 см), установив оба объектива на камеру с матрицей 23,5x15,6 мм (наиболее распространённый формат APS-C), то 50 мм f/1.4 даст размытие 2,76%, а 85 мм f/2.0 - 2,56%, т.е. 50 мм «победил». Но в тоже самое время 50 мм f/1.4 даст размытие 4,30%, а 85 мм f/2.0 - 4,91%, т.е. «впереди» 85 мм!

Как так?.. Очень просто: первая пара чисел дана для случая, когда фон всего в паре метров за спиной человека (что обычно бывает в помещении), а вторая - когда до фона уже 20 м (что регулярно бывает на природе).

Т.е. выбирая, какой из доступных объектив взять, чтобы размыть фон как можно сильнее, вам нужно руководствоваться не только их фокусными расстояниями и размерами диафрагмы, но и дистанцией от портретируемого до фона .

А как именно руководствоваться - качайте файл и «играйтесь». Приведу тут только несколько сильно «урезанных» таблиц.

Фокусное расстояние (дистанция фокусировки): число диафрагмы (1.2, 1.4 и т.д.) - размытие (проценты)

Полный кадр (36x24 мм), 50 см диагональ, до фона 2 м
85 мм (1,16 м): 1.2 - 8,75; 1.4 - 7,50; 1.8 - 5,83
135 мм (1,84 м): 2.0 - 6,99; 2.8 - 4,99; 3.5 - 3,99

Полный кадр (36x24 мм), 50 см диагональ, до фона 20 м
85 мм (1,16 м): 1.2 - 12,43; 1.4 - 10,65; 1.8 - 8,29
135 мм (1,84 м): 2.0 - 11,53; 2.8 - 8,23; 3.5 - 6,59

Полный кадр (36x24 мм), 75 см диагональ, до фона 2 м
85 мм (1,65 м): 1.2 - 5,14; 1.4 - 4,41; 1.8 - 3,43
135 мм (2,62 м): 2.0 - 3,92; 2.8 - 2,80; 3.5 - 2,24

Полный кадр (36x24 мм), 75 см диагональ, до фона 20 м
85 мм (1,65 м): 1.2 - 8,32; 1.4 - 7,13; 1.8 - 5,54
135 мм (2,62 м): 2.0 - 7,62; 2.8 - 5,44; 3.5 - 4,35

Матрица APS-C (22,3x14,9 мм, кроп 1,61), 50 см диагональ, до фона 2 м
50 мм (1,03 м): 1.2 - 5,40; 1.4 - 4,63; 1.8 - 3,60
85 мм (1,76 м): 1.2 - 7,51; 1.4 - 6,43; 1.8 - 5,00

Матрица APS-C (22,3x14,9 мм, кроп 1,61), 50 см диагональ, до фона 20 м
50 мм (1,03 м): 1.2 - 7,56; 1.4 - 6,48; 1.8 - 5,04
85 мм (1,76 м): 1.2 - 12,46; 1.4 - 10,68; 1.8 - 8,31

Матрица APS-C (22,3x14,9 мм, кроп 1,61), 75 см диагональ, до фона 2 м
50 мм (1,50 м): 1.2 - 3,16; 1.4 - 2,71; 1.8 - 2,10
85 мм (2,55 м): 1.2 - 4,17; 1.4 - 3,57; 1.8 - 2,78

Матрица APS-C (22,3x14,9 мм, кроп 1,61), 75 см диагональ, до фона 20 м
50 мм (1,50 м): 1.2 - 5,01; 1.4 - 4,30; 1.8 - 3,24
85 мм (2,55 м): 1.2 - 8,15; 1.4 - 6,99; 1.8 - 5,43

Надеюсь, хоть кому-нибудь это немного поможет с выбором объектива для портретной съёмки:)

ОБНОВЛЕНИЕ:
Я обновил Exel-файл .
Теперь он для ряда объективов строит график зависимости размытия фона от дистанции до него. Вот такой:


График предельно наглядно демонстрирует возможности различных объективов при разном расстоянии до фона.

Ну и сравнение теоретической модели с практикой…
Canon EOS M5, матрица размером 22,3x14,9 мм, объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM, дистанция фокусировки - 1,5 м, на расстоянии 3,5 м от камеры (2 м позади плоскости фокусировки) расположен светодиод.
Изображение светодиода на фотографии получилось размером примерно (оно не идеально круглое и имеет не идеально чёткие края, так что есть погрешность ± 2-3 пикселя) 150 пикселей.
Разрешение матрицы 6000x4000 пикселей, что даёт 7211 условных пикселей по диагонали кадра.
150/7211 = 2,08%
Математическая модель предсказала 2,10%. В пределах погрешности измерений результат эксперимента совпал с предсказаниями теории.

Фокусное расстояние, угол обзора, перспектива

Очень часто ошибочно считают, что фокусное расстояние - это дистанция до объекта фокусировки. Это, разумеется, не так. Фокусное расстояние - одна из самых важных характеристик объектива, которая определяет его угол обзора, то есть тот сектор пространства который попадает в кадр. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора объектива.

В зависимости от угла обзора объективы делятся на широкоугольные, нормальные и телеобъективы .

Широкоугольным считается объектив, имеющий угол зрения больше, чем человеческий глаз. Фокусное расстояние широкоугольных объективов - 35 миллиметров и меньше.

Изображение, получаемое таким объективом имеет довольно ярко выраженную перспективу и объекты заднего плана кажутся мельче, чем мы их привыкли видеть, зато угол обзора у такого объектива без проблем позволяет снимать в тесных помещениях. Вот примеры фотографии, сделанных со сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 16 мм.

Мы видим, насколько большой угол обзора имеет этот объектив, однако за это приходится расплачиваться значительными искажениями перспективы - особенно они заметны по углам изображения. Вот еще одна фотография, сделанная с 16-мм объективом:

То же самое - огромный угол зрения позволил вместить в кадр громадных размеров амфитеатр. Также заметен ярко выраженный эффект перспективы - небольшие объекты на переднем плане кажутся огромными, а крупные объекты заднего плана - непривычно мелкими.

Широкоугольные объективы применяются в тех случаях, когда одним кадром нужно охватить большое пространство - преимущественно в пейзажной и интерьерной съемке. За большой угол зрения приходится расплачиваться специфической "агрессивной" перспективой - объектив искажает пропорции объектов, находящихся на переднем и заднем планах (см. фото с амфитеатром), а так же имеет склонность к заваливанию вертикальных линий (см. фото в помещении).

Нормальным считается объектив, угол зрения которого приближен к углу зрения человеческого глаза. Другое, более правильное определение нормального объектива - это объектив, имеющий фокусное расстояние, равное диагонали кадра (в случае с пленочным кадром - 43 мм). Фокусное расстояние нормальных объективов может немного отличаться и составляет от 40 до 50 мм. Если сравнивать с широкоугольником, у нормального объектива угол зрения может показаться небольшим, но объектив имеет более "спокойную" перспективу. Фотографии, сделанные с таким объективом воспринимаются наиболее естественно, иногда это называют "эффектом присутствия". Вот пример фотографии, сделанной с объективом 50 мм.

Обратите внимание, что перспектива у нормального объектива намного привычнее и "спокойнее", чем у широкоугольника. Соотношение размеров объектов на переднем и заднем планах привычно для глаз - это главное достоинство нормального объектива. Обратная сторона медали - чтобы сфотографировать достаточно крупный объект, нужно отходить от него достаточно далеко. Это не очень удобно и не всегда возможно. Нормальный объектив наилучшим образом подходит для съемки на открытом пространстве, так называемой "уличной фотографии" (street photo). Для пейзажной съемки и съемки в помещениях у этого объектива может не хватить угла обзора, чтобы вместить в кадр все нужное.

Телеобъективы имеют фокусное расстояние от 60 мм и более. Несложно догадаться, что чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив "приближает". Телеобъективы с фокусным расстоянием до 135 мм часто называют "портретниками". Они дают имеют относительно небольшой эффект приближения, поэтому снимать удаленные объекты крупным планом ими не получится, однако перспектива у этих объективов оптимальным образом подходит для портретной съемки - искажения пропорций лица минимальны. Вот два примера: первый портрет снят широкоугольником (28 мм):

На фотографии видно, что пропорции лица серьезно искажены - оно выглядит излишне выпуклым и даже глаза как будто смотрят в разные стороны. Вывод - если снимать портрет широкоугольником, получится скорее шарж!

Другой пример - фотография, сделанная с фокусным расстоянием 80 мм:

Теперь с пропорциями все в порядке! Плюс ко всему, увеличенное фокусное расстояние позволило "растянуть" и размыть задний план, теперь он нас не отвлекает от главных объектов.

При съемке портретов еще более крупным планом (closeup), когда лицо занимает большую часть кадра используются объективы с еще большим фокусным расстоянием - до 135 мм. Большее фокусное расстояние в классическом портрете используется редко, поскольку из-за слабо выраженной перспективы лицо может выглядеть излишне плоским. С другой стороны, это может сгладить некоторые недостатки, например, слишком длинный нос.

Объективы с большим фокусным расстоянием применяются, когда нет возможности близко к объекту съемки.

Обратите внимание, что на фотографии плохо передана глубина пейзажа - объекты на переднем плане примерно такие же по размерам, что и на заднем. Из-за этого пейзаж выглядит не естественно. Еще телеобъективы применяются при съемке пугливых птиц и животных, для съемки спортивных фоторепортажей, когда приходится вести съемку с трибуны, а до объекта съемки расстояние может быть несколько десятков метров.

Итак мы определились, какие сюжеты на каких фокусных расстояниях лучше снимать. Для простоты сведем эту информацию в небольшую таблицу.

Разумеется, диапазоны фокусных расстояний ориентировочные - в небольшой табличке невозможно предусмотреть всех жанров и всех авторских задумок! В реальных ситуациях оптимальное фокусное расстояние может существенно отличаться от того, что приведено в таблице.

Как узнать фокусное расстояние объектива?

Для того, чтобы узнать фокусное расстояние объектива, достаточно прочитать его маркировку. Возьмем распространенный объектив Canon - "китовый" (на картинке слева)...

Стрелкой на рисунке помечена надпись, обозначающая диапазон фокусных расстояний - от 18 до 55 миллиметров. Подобные надписи есть на всех без исключения объективах. Если число всего одно, значит объектив имеет фиксированное фокусное расстояние и зума у него нет.

Еще один важный момент, о котором нельзя не упомянуть - это так называемое эквивалентное фокусное расстояние . Те фокусные расстояния, о которых шла речь в разделе про угол обзора и перспективу относятся к пленочным аппаратам, а также цифровым, имеющим матрицу размером с пленочный кадр - 36*24 мм. Такие матрицы называются "фуллфрейм" или FF (от английского Full Frame - полный кадр). Их "вставляют" в основном в профессиональные фотоаппараты. У большинства же любительских и полупрофессиональных аппаратов размер матрицы меньше, чем пленочный кадр в 1.5-1.6 раза. Матрицы такого размера называются APS-C (Advanced Photo System - Classic). Что будет, если, скажем объектив с фокусным расстоянием 50 мм прикрутить, например к Canon EOS 650D с матрицей APS-C? Как картинка при этом будет отличаться от полнокадрового Canon EOS 5D Mark II? Смотрим картинки...

Если на матрицу EOS 5D попадает все изображение, формируемое объективом, то на матрицу любительского 650D попадает только центральная части изображения, она помечена желтой пунктирной рамкой.

В итоге, фотографии, полученные разными аппаратами с одним и тем же объективом будут немного отличаться друг от друга.

Нетрудно заметить, что на матрице APS-C объектив 50 мм как будто дает меньший угол обзора. Следовательно, чтобы получить такой же угол обзора, как на полном кадре, нужно уменьшить фокусное расстояние. На сколько его надо уменьшить, чтобы получить такую же картинку, как на полном кадре? Правильно! Во столько же, во сколько матрица APS-C меньше матрицы FF, то есть, в 1.6 раза! Кстати, коэффициент 1.6 называется кроп-фактором . Чем больше кроп-фактор, тем меньше физический размер матрицы.

50мм: 1.6 = 31.25 мм

Таким образом мы вычислили, какое фокусное расстояние должен иметь объектив, чтобы на матрице APS-C обеспечить такой же угол обзора, который имеет объектив 50 мм на полном кадре - примерно 31 мм. В подобных случаях говорят: объектив с реальным фокусным расстоянием 31 мм на кропе 1.6 имеет эквивалентное фокусное расстояние 50 мм.

Теперь внесем дополнение в таблицу с фокусными расстояниями, которую рисовали выше...

А теперь посмотрим на шкалу расстояний китового объектива и воображаемыми разноцветными маркерами пометим на нем области применения, примерно так:

Естественно, картинка приблизительная, но она наглядно помогает определить - для каких видов съемки подойдет китовый объектив. Диапазон 18-55 мм выбран не с проста - он позволяет выполнять наиболее востребованные виды любительской съемки. Разумеется, возможности китового объектива не безграничны. Им не рекомендуется делать closeup-портреты (самым крупным планом, лицо во весь кадр), для этого желателен объектив с фокусным расстоянием около 85 мм (чтобы эквивалентное фокусное расстояние было 135 мм). Если пытаться снимать подобные портреты на фокусном расстоянии 55 мм, придется это делать со слишком близкого расстояния, что сделает заметными перспективные искажения пропорций лица (конечно, не так сильно как на широкоугольнике, но все же будет заметно). Также китовым объективом невозможно качественно снимать удаленные объекты по причине нехватки фокусного расстояния.

Часто меня спрашивают - если купить "суперзум" (например, 18-200 мм), можно ли им делать красивые портреты? Согласитесь, идея заманчивая - купить один объектив на все случаи жизни! Увы, все не так просто. С одной стороны, диапазон фокусных расстояний у "суперзума" действительно делает его универсальным, но с другой - из-за относительно небольшой светосилы он не всегда может обеспечить малую глубину резкости, а именно она в большинстве случаев определяет красоту портрета. О том, что такое глубина резкости, для чего она нужна и как ей управлять, пойдет речь в следующей главе!

Симулятор фотосъемки с разными фокусными расстояниями от Nikon

Посмотрите, как изменяется поле зрения объектива при изменении фокусного расстояния и при использовании на полнокадровой матрице (FX) и на кропе 1.5 (DX).

Вопросы для самоконтроля

  1. Определите диапазон реальных и эквивалентных фокусных расстояний у вашего объектива.
  2. Для каких видов съемки ваш объектив подходит наилучшим образом?
  3. Какие виды съемки ваш объектив не может обеспечить?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как фокусное расстояние объектива влияет на эстетический вид фотографии? Даже при съемке одной и той же сцены выбор другого объектива может существенно изменить впечатление от фото. Дело в том, что различные фокусные расстояния объектива при съемке одного и того же предмета меняют характер взаимоотношения между объектом съемки и его фоном, а также влияют на восприятие расстояния между ними.

Иллюзия уменьшения расстояния между объектом и фоном является свойством длиннофокусных объективов. Они имеют тенденцию делать изображение более плоским, тогда как широкоугольные объективы усиливают эффект перспективы. Знаете, почему объективы с фокусным расстоянием 85мм так популярны в портретной фотографии? Эти объективы дают эффект "выравнивания" плоскости изображения, благодаря чему нос и черты лица не кажутся на снимке больше, чем на самом деле.

Хотя многим людям и не нравится использовать дискретные объективы (с постоянным фокусным расстоянием), использование такого приема позволяет получать отличные портреты. Лично я большинство портретов снимаю объективами с фокусом 50мм или 85мм. Этому есть ряд причин. Во-первых, такие объективы выравнивают плоскость изображения. С помощью длиннофокусного объектива мы можем ослабить или полностью устранить геометрические диспропорции черт лица, вызываемые эффектом перспективы. То же самое относится и к частям тела объекта съемки.

Использование длиннофокусной оптики влияет также и на глубину резкости. Возможно, вы уже знаете, что глубина резкости - это диапазон расстояний от камеры, в котором предметы будут четко сфокусированы. Некоторые думают, что глубина резкости зависит только от значения диафрагмы объектива, но фокусное расстояние объектива оказывает на нее не меньшее влияние. Длиннофокусный объектив позволяет уменьшить глубину резкости, помогая отделить объект съемки от фона.

Часто для портретной съемки именно это и требуется. Выбрав длиннофокусный объектив, вы уводите фон из фокуса и привлекаете внимание зрителя к объекту съемки. Ну и наоборот - использование широкоугольных объективов позволяет резко передать не только объект съемки, но и его окружение.

Однако не существует идеального объектива или фокусного расстояния, подходящего для всех случаев жизни. Если вы хотите показать, как объект съемки связан с окружением, поэкспериментируйте с разными фокусными расстояниями, чтобы понять, какое влияние они оказывают на характер взаимоотношения объекта и фона.

Для иллюстрации я сделал серию снимков на мосту около моего дома. Обратите внимание на то, как на этих снимках меняется взаимоотношение между мостом и моделью.

Я использовал различные фокусные расстояния. Первым объективом был Tokina 12-24mm f/4. Второй - Nikon 35mm f/1.8. Последний - Nikon 80-200mm f/2.8 с установкой на 100мм и 200мм. Все снимки были сделаны на апертуре f/2.8 для уравнивания эффекта глубины резкости (за исключением Tokina, установленного на f/4).

(Имейте в виду, что снимки были сделаны на камере Nikon D300, так что необходимо учитывать модификатор фокусного расстояния, поскольку это камера формата DX)

Итак, рассмотрим снимки. В каждом из них я постарался сохранить одну и ту же композицию, причем модель занимала почти полный кадр по высоте. Обратите внимание, что модель занимает примерно одинаковое пространство на снимках, но фон при этом существенно отличается. Больше всего бросается в глаза отличие размеров находящегося на фоне моста.

Первый снимок был сделан с наиболее широким углом (фокусное расстояние 12мм) объективом Tokina 12-24mm. Вы можете заметить сильный эффект перспективы. Линии дороги уводят взгляд к мосту, который на данном снимке едва заметен. Широкий угол приводит также к большой глубине резкости - почти все на снимке находится в фокусе. В итоге все включено в единую сцену.

Этот снимок сделан объективом Nikon 35mm f/1.8. 35мм - это середина обычного диапазона фокусных расстояний. Мост теперь кажется ближе к нам, а глубина резкости меньше по сравнению со снимков на фокусе 12мм. Хотя угол еще довольно широк, и мы пока еще только начали отделять объект от фона.

Здесь мы находимся в области идеальных фокусных расстояний для портретной съемки. Снимок сделан объективом Nikon 80-200mm f/2.8, установленным на 100мм. Обратите внимание на то, что изображение модели стало более "плоским". Мост теперь кажется гораздо ближе к модели, и мы устранили эффект дорожных линий, уводящих взгляд зрителя. Кроме того, мы начали избавляться от большой глубины резкости, изолируя объект от фона. Это фокусное расстояние хорошо подходит для съемки лиц и портретов до пояса.

На последнем снимке объектив был установлен на 200мм. Эффект компрессии расстояний достиг своего максимума, и модель кажется стоящей очень близко к мосту. Мы также получили очень малую глубину резкости, практически полностью отделив модель от фона. Хотя мы снимали одного и того же человека, стоящего на одном и том же месте, разные фокусные расстояния позволили получить совершенно разные снимки.

Заключение

В этом уроке я попытался показать вам преимущества использования различных фокусных расстояний. Тестовые снимки показывают, что изменение фокусного расстояния позволяет изменить сцену.

Эксперименты с фокусным расстоянием являются мощным творческим инструментом. Выбор правильного фокусного расстояния очень важен для получения правильной композиции снимка. Широкоугольные объективы позволяют включить в снимок фон или создать глубину. Длиннофокусные объективы сжимают расстояние между объектом и фоном. В общем, каждой сцене надо подбирать подходящее фокусное расстояние объектива.

Поделитесь уроком

Правовая информация

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале урока.

ЛУЧШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАФРАГМЫ И ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ПРИ СЪЕМКЕ ПОРТРЕТА.

Если вы новичок в портретной съемке, то вы наверняка задавали следующие вопросы более опытным фотографам:
— На какой объектив лучше всего фотографировать портреты?
— Какое фокусное расстояние лучше для съемки портрета?
— Какое значение диафрагмы оптимально для портрета?

Изменяя диафрагму и фокусное расстояние, можно получить абсолютно разные эффекты на фотографии. Например, эти параметры влияют на то, отделён объект съемки от фона или является его частью. В этой статье мы постараемся ответить на эти вопросы, показав, как изменения диафрагмы и фокусного расстояния влияют на результирующий кадр, и поможем вам выбрать необходимый объектив для съемки вашего портрета.

Объектив для съемки портрета играет ключевую роль. Но «правильного» или «неправильного» объектива не существует. Следует говорить о наиболее подходящем объективе для конкретного предмета и места съемки, ведь для одной творческой задумки необходим резкий задний план, а для другого кадра может потребоваться размыть задний фон, чтобы акцентировать внимание зрителя на предмете съемки. Помимо влияния фокусного расстояния объектива на степень размытия заднего плана, различное фокусное расстояние определяет форму и пропорции лица при съемке портрета, поэтому, чтобы избежать карикатурного эффекта, объектив для портрета должен выбираться с учетом расстояния до объекта съемки.

Для портретов предпочтительно использовать объективы с большой светосилой и постоянным фокусным расстоянием, но они, обычно, очень дорогостоящи. Не стоит забывать, что при верном выборе фокусного расстояния и диафрагмы снять хороший портрет можно и на «китовый» объектив.

Не только фокусное расстояние объектива определяет, каким получится ваш портрет. Оптимальный выбор диафрагмы также очень важен при съемке портрета. Ниже показано, как с помощью настроек диафрагмы контролировать глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), или, простыми словами, как управлять размытием заднего фона и какие части изображения находятся в фокусе.


1. Размытый задний план.

Широко открытая диафрагма, приблизительно до значения f/4 (зависит от фокусного расстояния объектива) создаёт малую глубину резкости. Это означает, что область перед и за точкой фокуса будет очень небольшой. Открытая диафрагма позволяет размыть задний фон на фото, оставив в резкости только объекты съемки. При открытой диафрагме точность фокусировки очень критична, не допускайте ошибок, при съемке портрета фокусируйтесь на глазах модели.

2. Оптимальное значение диафрагмы.

Для создания объема в кадре при портретной съемке необходима небольшая глубина резкости. Значение f/8 (или близкое к нему) диафрагмы является оптимальным при съемке портрета. Точность фокусировки не так критична, как в первом случае, и вам не придется идти на компромисс между выдержкой и значением ISO . Если вы фотографируете портрет в студии, f/8 станет хорошей отправной точкой.

3. Все в резкости.

Сильно зажатая диафрагма, такая как f/16 - f/22 идеально подходит, если вы хотите, чтобы остальные предметы на снимке тоже были в фокусе (например, фон позади модели). Однако съемка при малых значениях диафрагмы влечет за собой увеличение выдержки или ISO. Это приводит в первом случае к необходимости использования штатива для предотвращения смаза, а во втором - к неизбежному появлению шума в кадре , с которым придется мириться.

Объектив для съемки портрета.

1. Широкоугольные объективы (20-35 мм).

Такие объективы реже всего применяются в портретной фотографии. Это связано с тем, что широкоугольные объективы помимо нежелательного для портрета эффекта геометрических искажений, «растягивают» пространство. Даже самые лучшие широкоугольники безжалостно искажают пропорции лица модели, если вы фотографируете достаточно близко. Это выражается в том, что при съемке лицевого портрета или портрета «по плечи» расстояние между носом и ушами будет слишком большим, в результате чего нос и подбородок будут выступать и выглядеть больше, чем в действительности, а уши модели, наоборот, «уплывут» назад и станут слишком маленькими. Однако у широкоугольных объективов есть свои применения в портретной съемке. За счет своего небольшого фокусного расстояния, при использовании этого типа объективов размытие заднего плана минимально. Поэтому, они прекрасно подойдут для съемки портрета в среде, когда нужно запечатлеть кого-либо в окружающей обстановке.

3. Заблуждения о «идеальном полтиннике» (50 мм).

Начинающие фотографы обычно считают, что полтинник - самый лучший объектив для съемки портрета. Обычно этот мнение сформировано тем, что данное фокусное расстояние прилично размывает задний фон на открытой диафрагме. Для лицевого портрета данное фокусное расстояние не подходит в силу описанных выше искажений. Однако, 50 мм - отличный выбор для ростовых портретов.

2. «Портретные» объективы (105-135 мм).

«Короткие» телеобъективы (105-135 мм) являются, как правило, наиболее популярными среди портретных фотографов. Этот диапазон фокусных расстояний, при котором практически не происходит искажения пропорций лица модели. Объектив с фокусным расстоянием 135 мм является классическим для съемки лицевого портрета. Такие объективы есть у всех производителей (например, DC-Nikkor AF 135mm f/2D и Canon EF 135mm f/2L USM). Помимо этого, снимая такими объективами, вы обеспечиваете комфортное расстояние до модели (3-3.5 м), не нарушая личного пространства, что также положительно сказывается на фотографии.

3. Телеобъективы (от 200 мм).

Большое фокусное расстояние прекрасно подходит для съемки портрета, обеспечивая сильное сжатие перспективы. Зачастую этот эффект играет положительную роль, улучшая портрет. Съемка таким объективом с открытой диафрагмой (например, f/2.8) даёт потрясающие результаты, создавая хороший, объемный кадр с размытым фоном. Но, следует не забывать, что чрезмерное сжатие перспективы (речь идет о фокусных расстояниях, больших 200) делает лицо модели более плоским.