Объекты, аспекты и уровни стандартизации. Объекты и аспекты стандартизации Направление стандартизации выбранного объекта

Согласно ГОСТ Р 1.0-2004, объект стандартизации - продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Объектами стандартизации могут являться: конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной продукции, группы однородных услуг, группы однородных производственных процессов.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, определяет вид требований, предъявляемых к нему.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной продукции могут являются: термины и определения, классификация, требования к главным параметрам, требования к методам и средствам хранения и транспортировки, требования к методам, методикам и средствам контроля и т.д.

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Областями стандартизации являются: химическая промышленность, машиностроение, транспорт, продовольствие, сельское хозяйство, легкая промышленность, наука, образование, медицина, экология и т.д. Например, химическая промышленность является областью стандартизации, а объектами стандартизации в химической промышленности могут быть технологические процессы, продукты, безопасность и экологичность оборудования и т.д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Всего выделяют четыре основных уровня: международный, региональный, национальный и уровень предприятия (фирмы).

Международная стандартизация - это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организации, как ИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправительственных), например: Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООН; Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных наций (ФАО); Международной организации гражданской авиации (ИКАО); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ); Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др.

Региональная стандартизация - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира, например, страны - члены СНГ, ЕЭС и т.д.

Региональными организациями по стандартизации являются такие, как Европейский комитет по стандартизации (CEN), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (CENELEC), Арабская организация по стандартизации и метрологии (АСМО), Панамериканский комитет стандартов (COPANT) и др.

Национальная стандартизация - стандартизация в одном конкретном государстве. В одних странах мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в Республике Куба), в других - негосударственными организациями (ФРГ, Великобритании, Финляндии).

При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Уровень предприятия (фирмы) - стандартизация в рамках отдельного предприятия (или в некоторых случаях группы предприятий). Разработанные стандарты определяют политику предприятия в области закупок, производства, сбыта и других операций.

Объекты, аспекты и уровни стандартизации образуют так называемую сферу стандартизации. Графически ее можно представить в виде трехмерной ортогональной системы координат (рис.1).

Основные аспекты деятельности по стандартизации

Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в народном хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим законодательством. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку, технику и другие сферы важнейшим видом информационных ресурсов - ТИПА, которые позволяют поддерживать в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; размерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства, систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ и многое другое .

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет важнейшие функции.

Во-первых , наличие и функционирование системы технического нормирования и стандартизации позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать соответствие им; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет получить и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае - технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов способствует, с одной стороны, совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством .

Основным видом деятельности по стандартизации является разработка и введение в действие ТИПА. К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия .

Главным результатом деятельности по стандартизации является некоторая совокупность требований к объекту стандартизации (продукции, процессу, услуге, документу и др.), установленных в ТИПА. При этом области деятельности, в которых осуществляется стандартизация на всех уровнях, весьма разнообразны, следовательно, существует необходимость выделить приоритетные направления, деятельность в отношении которых наиболее актуальна. Адекватное решение этой задачи обеспечивает своевременную разработку именно тех ТИПА, в которых в настоящее время существует наибольшая необходимость, что обусловливает повышение уровня результативности и эффективности деятельности по стандартизации.

Естественным ограничением при принятии решений является достигнутый уровень технических возможностей применительно к продукции, который является результатом обобщенных достижений в различных отраслях производства.

Очевидно, что стандартизация появляется там, где есть повторяющаяся задача, имеющая варианты исполнения. Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству .

Для этих целей в Республике Беларусь применяется плановый подход , который реализуется на основе ежегодных планов государственной стандартизации, охватывающих все отрасли промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг .

Для комплексного решения задач по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции методами стандартизации в приоритетных отраслях экономики утвержден ряд целевых программ по стандартизации . В выполнении данных программ участвуют органы государственного управления, научно-исследовательские институты и предприятия республики.

Ежегодно в Республике Беларусь принимается более 300 государственных стандартов, что обеспечивает необходимое пополнение и поддержание в актуализированном состоянии действующего фонда государственных стандартов, насчитывающего более 22 тысяч документов. Уровень гармонизации принимаемых государственных стандартов с международными составляет 50 % .

Основными и стратегически важными для республики направлениями развития стандартизации в настоящий момент являются машиностроение, строительство и архитектура, пищевая промышленность, энергосбережение и лесная отрасль хозяйства. Кроме того, в рамках системы технического нормирования и стандартизации также реализуется комплекс мер по содействию экспорту .

В настоящее время теоретическим и практическим наработкам в этой области уделяется в мире особое внимание. Проблемы стандартизации находят свое решение в теоретических и практических разработках следующих известных ученых: Wang Ping, С. Clarke, Y. Belin, Carl F. Cargill, K.G. Bauer, J. Henk; M.C. Libicki, C.D. Glick- man; H.V. Milner и др. . Различными аспектами данной проблемы на постсоветском пространстве достаточно успешно занимаются такие ученые, как Г.Г. Азгальдов, А.Н. Веремеевич, О.П. Яблонский, В.В. Бойцов, В.В. Алексеев, М.В. Тюрин, В.Г. Ели- феров, О.Н. Дегтярева, Д.А. Гаврилов, А.В. Аверин, А.Д. Никифоров, И.М. Лифиц, В.В. Репин, В.Л. Соломахо, И.И. Чайка, В.Е. Швец, А.И. Якушев и др. .

Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Большинство объектов стандартизации представляет собой материальные предметы, но существует также множество более абстрактных предметов, таких как допуски и посадки, оценка уровня шумов, а также буквенные и графические изображения, например, используемые в электротехнике или для обозначения микроструктуры поверхности.

Объектами стандартизации могут являться: конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Конкретная продукция (конкретные услуги) - это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т. п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретными значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности.

Группы однородной конкретной продукции (однородных конкретных услуг) - это совокупность конкретной продукции (услуг) определенного вида, характеризующаяся общим целевым (или функциональным) назначением и обладающая общими основными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной экономичности.

Составными частями группы однородной конкретной продукции (группы однородных конкретных услуг) могут быть подгруппы однородной конкретной продукции или услуг (представленные, например, семействами, гаммами, рядами однородной конкретной продукции или услуг), характеризующиеся общностью конструктивно-технологических решений, но с различными значениями их главных параметров, являющихся показателями целевого (или функционального) назначения продукции (или услуг).



Конкретный производственный процесс - это процесс, используемый для производства (изготовления, строительства, выращивания, хранения, транспортирования, а также восстановления, утилизации, захоронения или уничтожения) конкретной продукции или оказания конкретной услуги. При решении задач стандартизации они обычно рассматриваются как состоящие из двух частей: основной технологической и организационно-технической (управляющей).

Группы однородных конкретных производственных процессов - это совокупность конкретных производственных процессов, используемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг.

Из-за наличия большого числа объектов стандартизации в целях удобства их целесообразно объединить в отдельные области.Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Областями стандартизации являются: химическая промышленность, машиностроение, транспорт, продовольствие, сельское хозяйство, легкая промышленность, наука, образование, медицина, экология и т.д. Например, химическая промышленность является областью стандартизации, а объектами стандартизации в химической промышленности могут быть технологические процессы, продукты, безопасность и экологичность оборудования и т.д.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации и определяет вид требований, предъявляемых к нему.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной конкретной продукции могут являются:

· Термины и определения;

· Условные обозначения и сокращения;

· Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);

· Требования к основным показателям уровня качества (полезности);

· Требования к основным показателям уровня экономичности;

· Требования к комплектности продукции;

· Требования к методам и средствам хранения и транспортировки;

· Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

· Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);

· Требования к правилам и средствам приемки продукции;

· Требования к маркировке продукции;

· Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Всего выделяют четыре основных уровня: международный, региональный, национальный и уровень предприятия (фирмы).

Международная стандартизация - это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организации, как ИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправительственных), например: Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООН; Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных наций (ФАО); Международной организации гражданской авиации (ИКАО); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ); Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др.

Региональная стандартизация - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира, например, страны - члены СНГ, ЕЭС и т.д.

Региональными организациями по стандартизации являются такие, как Европейский комитет по стандартизации (CEN), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (CENELEC), Арабская организация по стандартизации и метрологии (АСМО), Панамериканский комитет стандартов (COPANT) и др.

Национальная стандартизация - стандартизация в одном конкретном государстве. В одних странах мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в Республике Куба), в других - негосударственными организациями (ФРГ, Великобритании, Финляндии).

При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Уровень предприятия (фирмы) - стандартизация в рамках отдельного предприятия (или в некоторых случаях группы предприятий). Разработанные стандарты определяют политику предприятия в области закупок, производства, сбыта и других операций.

181 Приложение 5 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1-й уровень сложности (выбирается 1 ответ) 1. Деятельность по установлению правил и характерис тик в целях их доброволь- ного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособ- ности продукции, работ или услуг, – это: a. унификация; b. сертификация; c. стандартизация. 2. Продукция, процесс или услуга, для которых вырабатываются те или иные тре- бования, параметры, правила, – это: a. объект стандартизации; b. область стандартизации; c. цель стандартизации. 3. Триаду методов и видов деятельности по обеспечению качества составляют: a. продукция, процесс, услуга; b. стандартизация, сертификация, метрология; c. измерение, испытание, анализ. 4. Метод стандартизации, направленный на разработку типовых технологических решений, – это: a. симплификация; b. типизация; c. унификация. 5. Стандартизация заключающаяся в установление повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требовании к объектам стандарти- зации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в будущем, – это: a. основополагающая стандартизация; b. комплексная стандартизация; c. опережающая стандартизация. 6. Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетво- рять определенные потребнос ти в соответствии с ее назначением: a. система качества; b. характеристика качества; c. качество продукции. 7. Стандартизация, участие в которой открыто для соответс твующих органов лю- бой страны, – это: a. международная стандартизация; b. национальная стандартизация; c. региональная стандартизация. 182 Продолжение прил. 5 8. Какой метод стандартизации заключается в приведении объектов к единообра- зию на основе установления рационального числа их разновидностей? a. симплификация; b. типизация; c. унификация. 9. Элементы системы качества: a. структура, методика, ресурса; b. объекты, потребнос ти, характерис тики; c. методы, виды, процессы. 10. Совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации – это: a. объект стандартизации; b. область стандартизации; c. технический регламент. 11. Применительно к продукции определенной отрасли разрабатывается стандарт: a. ГОСТ; b. СТП; c. ОСТ. 12. Количественная характерис тика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, является: a. показатель качества; b. характеристика надежности; c. характеристика технологичности. 13. Требования к группам однородной продукции устанавливают стандарты: a. на продукцию; b. основополагающие; c. на методы контроля. 14. Основополагающие стандарты: a. устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуще- ствляются на различных стадиях жизненного цикла продукции; b. разрабатываются с целью содействия взаимопониманию, техническому единс тву и взаимосвязи деятельнос ти в различных областях науки, техники, ее производства; c. устанавливают требования к группам однородной продукции. 15. Экспериментальное определение количес твенных или качес твенных характери- стик объекта – это: a. анализ; b. измерение; c. испытание. 16. К объектам стандартизации относятся: a. процесс; b. уровень; c. стадия. 183 Продолжение прил. 5 17. Стандарт – это a. акт; b. закон; c. документ. 18. Требование согласованности конс трукции изделия с особенностями человече- ского организма – это требования: a. эстетичности; b. надежнос ти; c. эргономики. 19. Стандарт категорий ГОСТ разработан в: a. СССР; b. РФ; c. ЮАР. 20. При нецелесообразности стандарта предприятия или деятельности субъекты хо- зяйственной деятельности разрабатывают: a. СТП; b. ТУ; c. СТО. 21. Совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов – это: a. требования к качеству продукции; b. система качества продукции; c. жизненный цикл продукции. 22. Этапы жизненного цикла продукции – это: a. проектирование, производство, обращение; b. объекты, процессы, характеристики; c. методы, процессы, ресурсы. 23. Чтобы получить право маркировать свою продукцию знаком соответствия, не- обходимо: a. получить лицензию; b. сертификат соответствия; c. сертификат на систему качества. 24. Работы по государственной стандартизации финансируются в соответствии с положением закона: a. «О лицензировании»; b. «О стандартизации»; c. «О техническом регулировании». 25. Документ, на основании которого госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания, – это: a. акт проверки; b. контроль; c. планирование. 184 Приложение 6 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 2-й уровень сложности (выбирается 1 или несколько ответов) Вопрос № 1. Сущность стандартизации – это: 1. Деятельнос ть по разработке нормативных документов 2. Правовое регулирование отношений в области установления, примене- ния и использования обязательных требований 3. Деятельнос ть по обеспечению качества продукции 4. деятельность по ус тановлению правил и характерис тик для доброволь- ного многократного применения 5. Подтверждение соответствия характеристик объектов требованиям. Вопрос № 2. Цели стандартизации: 1. Обеспечение научно-технического прогресса 2. Разработка и внедрение бизнес-процессов 3. Обеспечение взаимозаменяемости и технической совместимости 4. Повышение конкурентоспособности продукции 5. Аудит системы качества. Вопрос № 3. Принципы стандартизации: 1. Принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соот- ветствия характерис тик продукции требованиям 2. Рациональное использование международного стандарта как основы разработки национального 3. Несогласованность требований стандартов и технических регламентов 4. Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных сторон 5. Внебюджетное финансирование государственного контроля за соблю- дением обязательных требований. Вопрос № 4. К документам в области стандартизации относятся: 1. Национальные стандарты 185 Продолжение прил. 6 2. Технические регламенты 3. Стандарты организаций 4. Бизнес-планы 5. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социаль- ной информации. Вопрос №5. Основным документом по стандартизации в России являет- ся: 1. Закон РФ «О стандартизации» 2. Закон РФ «О защите прав потребителей» 3. Закон РФ «О сертификации» 4. Закон РФ «О техническом регулировании» 5. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Вопрос № 6. Оценка уровня стандартизации осуществляется: 1. По результатам работ в отрасли 2. По коэффициентам применяемости и повторяемости 3. По количеству сертифицированной продукции 4. По результатам расчета экономической эффективности 5. По количеству нормативной документации. Вопрос №7. Что определяет информационное обеспечение стандартиза- ции? 1. Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации 2. Информационный указатель технических регламентов и стандартов 3. Федеральный информационный фонд технических регламентов и с тан- дартов 4. Общероссийский классификатор единиц измерения 5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. Вопрос №8. В каких случаях обязательно штриховое кодирование? 1. При идентификации товаров внутренней торговли 186 Продолжение прил. 6 2. При испытаниях 3. При маркировке товаров внешней торговли 4. В медицинских учреждениях и библиотеках 5. В делопроизводстве. Вопрос №9. Зачем нужны конструкторские и технологические коды? 1. Для улучшения качества продукции 2. Для идентификации и прослеживаемости объектов 3. Для составления технологии изготовления 4. Для повышения качес тва конструкторских разработок 5. Для сокращения и упрощения конструкторской и технологической до- кументации. Вопрос №10. Каково назначение оптимизации в стандартизации? 1. Выбор из нескольких возможных вариантов наилучшего на научного анализа моделей 2. Анализ объекта в целом и его составных частей по отдельности 3. Определение повышенных требований к объекту стандартизации 4. Сокращение наименее употребляемых элементов 5. Установление типовых объектов. Вопрос №11. В чем заключается общее назначение методов стандартиза- ции: унификации, типизации и агрегатирования? 1. Расчет и обоснование перспективных требований к объектам стандар- тизации 2. Проведение теоретического анализа 3. Классификация объектов 4. Сокращение трудоемкости и сроков разработки, изготовления и обслу- живания техники 5. Создание оригинальных объектов. Вопрос №12. Что положено в основу параметрических и размерных ря- дов? 1. Классификация объектов стандартизации 187 Продолжение прил. 6 2. Современный уровень развития науки и техники 3. Требования технических регламентов 4. Кодирование объектов стандартизации 5. Система предпочтительных чисел. Вопрос №13. Ведущей организацией в области международной стандар- тизации является: 1. Международная электротехническая комиссия (МЭК) 2. Госстандарт РФ 3. Международная организация по стандартизации (ИСО); 4. Европейский комитет по стандартизации (СЕН) 5. Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА). Вопрос №14. Главной целью деятельнос ти ИСО является: 1. Содействие развитию ста и смежных видов деятельности для обеспече- ния международного обмена товарами и услугами 2. Оказание помощи развивающимся странам 3. Подготовка ведущих специалистов в области стандартизации и под- тверждения соответствия 4. Содействие международному сотрудничеству в области электротехники 5. Обмен опытом. Вопрос №15. Какие из перечисленных товаров являются объектами с тан- дартизации МЭК? 1. Электроинс трументы 2. Канцелярские товары 3. Изделия медицинской техники 4. Паровые и гидравлические турбины 5. Продукты общественно питания. Вопрос №16. Назначение гармонизации стандартов: 1. Устранение барьеров в международной торговле 2. Повышение уровня стандартов 3. Развитие международной стандартизации 188 Продолжение прил. 6 4. Глобализация мирового рынка 5. Приведение в соответствие требований, регламентирующих один и тот же объект, но содержащихся в различных документах. Вопрос № 17. В чем заключается суть экономической эффективности стандартизации? 1. Повышение качества 2. Снижение затрат на всех стадиях жизненного цикла объекта стандарти- зации 3. Выпуск продукции на экспорт 4. Многократное использование стандартов 5. Централизованное планирование ресурсов. Вопрос №18. Что является конечным результатом работ по стандартиза- ции? 1. Обновление действующих и разработка новых стандартов 2. Гармонизация национальных стандартов всех стран 3. Повышение степени соответствия объектов стандартизации к целевому назначению 4. Всеобщее применение международных стандартов 5. Получение сертификата соответствия. Вопрос №19. Техническое регулирование- правовое регулирование в области: 1. Аккредитации 2. Применения и исполнения обязательных требований 3. Установления и применения добровольных требований 4. Оценки соответс твия 5. Безопасности продукции и процессов для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды. Вопрос №20. К обязательным требованиям технических регламентов от- носятся: 1. Обеспечение качества продукции, работ и услуг в соответствии с уров- нем развития науки, техники и технологии 2. Экономия всех видов ресурсов 3. Безопасность продукции и процессов для жизни, здоровья ‚ имущества граждан и окружающей среды 4. Обеспечение единства измерений 189 Окончание прил. 6 5. Обеспечение взаимозаменяемости продукции. Правильные ответы №1 4 №6 2 №11 4 №16 5 №2 1 №7 3 №12 5 №17 2 3 4 №3 2 №8 3 №13 3 №18 3 4 №4 1 №9 2 №14 1 №19 2 3 5 3 5 4 №5 4 №10 1 №15 1 №20 3 4 4 190 Приложение 7 Вопросы итогового контроля по дисциплине СМС 2. Качество как результат синтеза понятий стандартизации, метрологии и сертификации на основе системного подхода. Качество продукции 3. Показатели и уровень качества, методы оценки. 4. Система качества. 5. Метрология – наука об измерениях. Основные понятия метрологии и функции измерений в народном хозяйстве. 6. Физические величины как объект измерений. 7. Международная система единиц физических величин. 8. Виды и методы измерений. 9. Виды средств измерений. 10. Эталоны. Первичные эталоны. Вторичные эталоны. Перспективы разви- тия эталонов. 11. Чувствительнос ть, порог чувствительности, диапазон измерений. 12. Класс точности, вариация показаний прибора. 13. Погрешнос ть средств измерений. 14. Абсолютная погрешность, относительная действительная и относитель- ная приведенная погрешности. 15. Статическая и динамическая погрешности. 16. Погрешнос ть измерений. 17. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Со- став системы. Метрологические службы. 18. Международные и региональные организации по метрологии. 19. Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН). Цель, объекты и сферы распространения ГМКиН. 20. Характеристика видов государственного метрологического контроля. 21. Характеристика государственного метрологического надзора. 22. Калибровка средств измерений 23. Сущность и содержание стандартизации. 24. Цели и задачи стандартизации. 25. Принципы стандартизации. 26. Методы стандартизации. 27. Методы систематизации. Классификация и кодирование технико- экономической информации. 28. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ). 29. Штриховое кодирование. 30. Методы унификации продукции. 31. Методы типизации, агрегатирования и модулирования. 32. Понятие о взаимозаменяемости. Виды взаимозаменяемости.

Основы стандартизации, сертификации и метрологии

Лекция 1

Тема лекции: «Основы организации и технологии стандартизации»

Разделы лекции:

1. Основные понятия в сфере стандартизации.

2. Цели, задачии принципы стандартизации. Виды и формы стандартизации.

3. Разработка и утверждение документов национальной системы стандартизации.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации и правовые основы функционирования национальной системы стандартизации установленыФедеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ (последняя редакция: в редакции Федеральных законов от 05.04.2016 № 104-ФЗ , от 03.07.2016 № 296-ФЗ).

В статье 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» установлены основные понятия в сфере стандартизации.

ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ»?

СТАНДАРТИЗАЦИЯ - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.


Названный Федеральный закон направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации, регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении следующих ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, установленных в статье 14 указанного Федерального закона:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Сформулируем основные понятия, используемые в сфере стандартизации, которыеустановлены в статье 2 указанного Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

ЧТО ТАКОЕ «ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ»?

ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом.

ЧТО ТАКОЕ ДОКУМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ?

ДОКУМЕНТЫ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ (далее - ДОКУМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ),

Национальный стандарт Российской Федерации (далее - НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ),и

Предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ), а также

ПРАВИЛА СТАНДАРТИЗАЦИИ,

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ.

ЧТО ТАКОЕ «ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК»?

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК - документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.

В соответствии со статьей 19 «Информационно-технические справочники» Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»

«Разработка, утверждение, применение, изменение (актуализация) и отмена информационно-технических справочников осуществляются в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.»

ЧТО ТАКОЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ»?

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ - МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица - граждане Российской Федерации) НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ (ВЕДЕНИИ), УТВЕРЖДЕНИИ, ИЗМЕНЕНИИ (АКТУАЛИЗАЦИИ), ОТМЕНЕ, ОПУБЛИКОВАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ФИНАНСОВОГО И ИНОГО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ?

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

ЗАМЕЧАНИЕ. Понятие национального стандарта дано в редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ).


ЧТО ТАКОЕ «ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ»?

ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ - продукция (работы, услуги) (далее - продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

ЧТО ТАКОЕ «ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР»?

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ( далее - ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР) - документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 «Общероссийские классификаторы»

« Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством Российской Федерации.»

ЧТО ТАКОЕ «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ»?

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов.

ЧТО ТАКОЕ «ПРАВИЛА СТАНДАРТИЗАЦИИ»?

ПРАВИЛА СТАНДАРТИЗАЦИИ - документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ.

ЧТО ТАКОЕ «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ»?

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта.

ЗАМЕЧАНИЕ. Понятие предварительного национального стандарта дано в редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ - документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте.


С КАКИМИ ЦЕЛЯМИ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ?

В соответствии с частью 1 статьи 18 «Рекомендации по стандартизации» указанного Федерального закона

«1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ разрабатываются в целях предварительной проверки на практике отдельных положений организационного и методического характера применительно к соответствующему объекту стандартизации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.»

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О стандартизации в Российской федерации»


«2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ не могут противоречить положениям национальных стандартов.»

ЧТОТАКОЕ «СВОД ПРАВИЛ»?

СВОД ПРАВИЛ - документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.


В соответствии со статьей 22 «Своды правил» Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»

« Порядок разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил устанавливается Правительством Российской Федерации.»

ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ»?

СТАНДАРТИЗАЦИЯ - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.

ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ»?

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.


ЧТО ТАКОЕ «ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»?

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).

В соответствии со статьей 21 «Стандарты организаций и технические условия» Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»

«1. Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.

2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.

3. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.»

РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ВИДЫ И ФОРМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

КАКОВЫ ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ?

Цели и задачи стандартизации установлены в статье 3 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона

« 1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;


4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.


КАКОВЫ ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ?

В соответствии с частью2 статьи 3 указанного Федерального закона

«2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих ЗАДАЧ:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее - потребитель) в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

НА КАКИХ ПРИНЦИПАХ ОСНОВАНА СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

Принципы стандартизации установлены в статье 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

«Статья 4. Принципы стандартизации .

Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 296-ФЗ).

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.»

ЧТО ТАКОЕ «АСПЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ»?

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

АСПЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ – направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство (или группу свойств) данного объекта.

ЧТО МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ АСПЕКТОМ СТАНДАРТИЗАЦИИ?

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции являются:

термины и определения;

условные обозначения и сокращения;

Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);

требования к основным показателям уровня качества (полезности);

требования к основным показателям уровня экономичности;

требования к комплексности продукции;

требования к методам и средствам хранения и транспортировки;

требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);

требования к правилам и средствам приемки продукции;

требования к маркировке продукции;

требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

НА КАКИХ УРОВНЯХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ?

Стандартизация осуществляется на разных уровнях (рисунок 1):

международная стандартизация;

региональная стандартизация;

национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;

административно-территориальная стандартизация.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРИТИЗАЦИЯ:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ОТРАСЛЕВАЯ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ


Рисунок 1. Уровни стандартизации.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – деятельность открыта только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях:

НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ,

НА ОТРАСЛЕВОМ УРОВНЕ, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений;

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – стандартизация, которая проводится в административно-территориальной единице (области, крае и т.п.)

ВИДЫ И ФОРМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

ЧТО ТАКОЕ «МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ»?

МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

КАКИЕ ВИДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРИМЕНЯЮТСЯ?

Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. Ниже рассматриваются широко применяемые в работах по стандартизации методы (рисунок 2):

упорядочение объектов стандартизации;

параметрическая стандартизация;

унификация продукции;

агрегатирование;

комплексная стандартизация;

опережающая стандартизация.

МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ

УНИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

АГРЕГАТИРОВАНИЕ

КОМПЛЕКСНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ


Рисунок 2. Виды стандартизации.

КАКИЕ ВИДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?

В зависимости от последующего влияния на развитие народного хозяйства можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающиеся подходом к установлению в стандартах соответствующих норм:

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПО ДОСТИГНУТОМУ УРОВНЮ, устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции, и, таким образом, фиксирующая достигнутый уровень производства;

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм;

КОМПЛЕКСНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ, при которой для оптимального решения конкретной проблемы осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам.

КАКИЕ ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ КОМПЛЕКСНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ МОЖНО ПРИВЕСТИ?

Примерами объектов комплексной стандартизации являются аппаратура и оборудование для радиовещания и телевидения, аппаратура проводной связи, аппаратура записи и воспроизведения звука и т.п.

КАКИЕ ФОРМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?

В зависимости от метода решения основной задачи различают несколько форм стандартизации.

ЧТО ТАКОЕ СИМПЛИФИКАЦИЯ?

СИМПЛИФИКАЦИЯ – форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества. Являясь простейшей формой и начальной стадией более сложных форм стандартизации, симплификация оказывается экономически выгодной, так как приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность.

ЧТО ТАКОЕ УНИФИКАЦИЯ?

УНИФИКАЦИЯ – рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, их составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т. п. Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции. В настоящее время унификация является наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных элементов позволяет не только сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и освоения производства.


ЧТО ТАКОЕ ТИПИЗАЦИЯ?

ТИПИЗАЦИЯ – это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т. п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное – базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.

ЧТО ТАКОЕ АГРЕГАТИРОВАНИЕ?

АГРЕГАТИРОВАНИЕ – метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью. Возможность многократного применения элементов набора в различных модификациях машин и приборов одного класса или близких по назначению обеспечивает конструктивную преемственность при создании новых изделий, позволяет использовать освоенные в производстве узлы и агрегаты, значительно сокращает трудоемкость проектирования, изготовления и ремонта изделий, повышает уровень взаимозаменяемости продукции, способствует специализации предприятий, механизации и автоматизации производственных процессов, улучшает качество продукции, а также облегчает перестройку производства при переходе предприятий на освоение новой продукции.


РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

РОССТАНДАРТ (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

В соответствии с постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 июня 2004 г. № 294 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ»


«Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.»

(в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 482, от 09.06.2010 № 408, от 13.05.2016 № 409).

Правовые основы программ стандартизации установлены в статье 23 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

«Статья 23. Программы стандартизации.

1. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации разрабатывает, утверждает и вносит изменения в программу национальной стандартизации и перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям, которые согласуются между собой по целям, задачам, срокам и направлениям стандартизации.

2. Планирование работ по стандартизации осуществляется на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом целей и направлений развития национальной системы стандартизации.

3. Планирование работ по стандартизации должно отвечать основным положениям стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации.

4. Формирование программы национальной стандартизации осуществляется на основе установленных целевых индикаторов и показателей, а также на основе перспективных программ стандартизации по приоритетным направлениям.

5. Реализация программы национальной стандартизации включает в себя разработку проектов документов национальной системы стандартизации и их экспертизу, а также утверждение, регистрацию, изменение (актуализацию), отмену, официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и их включение в Федеральный информационный фонд стандартов.

6. Участники работ по стандартизации вправе представлять предложения о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов для включения их в программу национальной стандартизации. Порядок представления и учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и размещается им на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

7. Документы стратегического планирования, в том числе государственные программы Российской Федерации и государственные программы субъектов Российской Федерации, а также федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, иные программы, которые финансируются полностью или частично за счет средств федерального бюджета и реализация которых обеспечивается разработкой и (или) применением национальных стандартов, а также документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, должны содержать соответствующие разделы по стандартизации.

8. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации ежемесячно размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о проводимых работах по стандартизации в текущем году, а также об утвержденных документах национальной системы стандартизации.»


КАКОВЫ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

Перечислим действующие основополагающие национальные стандарты Российской Федерации.

1) Национальный стандарт ГОСТ 1.0-2015. «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения».

2) Национальный стандарт ГОСТ 1.1-2002. «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения».

3)Национальный стандартГОСТ 1.2- 2015. «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены».

4) Национальный стандарт ГОСТ 1.3- 2014. «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов».

5) Национальный стандарт ГОСТ 1.4-2015. « Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности.»

6) Национальный стандарт ГОСТ 1.5-2001. «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».


КАКОВ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА?

В соответствии со статьей 24 «Порядок разработки и утверждения национального стандарта» Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

«1. Разработчик национального стандарта (далее - разработчик) направляет уведомление о разработке проекта национального стандарта в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации размещает уведомление о разработке проекта национального стандарта на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления такого уведомления. Уведомление о разработке проекта национального стандарта должно содержать информацию о положениях, которые имеются в проекте национального стандарта и отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2. Разработчик должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик по требованию заинтересованного лица обязан предоставить ему копию проекта национального стандарта в электронной форме или на бумажном носителе.

3. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта, составляет перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний, включая результаты рассмотрения данных замечаний, дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных замечаний. Разработчик обязан сохранять полученные замечания заинтересованных лиц, включая результаты рассмотрения данных замечаний, до утверждения национального стандарта. Разработчик обязан представлять по запросам федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации полученные замечания заинтересованных лиц в течение семи дней со дня получения запроса. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не может быть менее чем шестьдесят дней.

4. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения публичного обсуждения такого проекта.

5. Со дня размещения уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта разработчик должен обеспечить доступность доработанного проекта национального стандарта и перечня полученных замечаний заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик по требованию заинтересованного лица обязан предоставить ему копию доработанного проекта национального стандарта и перечня полученных замечаний в электронной форме и на бумажном носителе.

6. Проект национального стандарта и перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц представляются разработчиком в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в соответствии с их компетенцией. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации проводит экспертизу проекта национального стандарта. Срок проведения экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем девяносто дней со дня поступления указанного проекта в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации.

7. Экспертиза проекта национального стандарта проводится для оценки его соответствия целям и задачам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом, соответствия используемой терминологии требованиям законодательства Российской Федерации, положениям основополагающих национальных стандартов, а также для оценки полноты учета в проекте национального стандарта замечаний, полученных от заинтересованных лиц, и оценки полноты установления в нем требований к объекту стандартизации.

8. Экспертиза проекта национального стандарта проводится с учетом следующих принципов:

1) обеспечение публичного обсуждения проекта национального стандарта на всех этапах его разработки;

2) привлечение к участию в экспертизе проекта национального стандарта заинтересованных лиц;

3) комплексность экспертизы проекта национального стандарта;

4) оценка замечаний на проект национального стандарта, поступивших с начала его разработки до завершения обсуждения окончательной редакции.

9. На основании указанных в части 6 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы проекта национального стандарта технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации на основе консенсуса подготавливает мотивированное предложение об утверждении национального стандарта.

10. Предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об отклонении проекта национального стандарта принимается простым большинством голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации в следующих случаях:

1) нарушение порядка разработки проекта национального стандарта;

2) поступление обоснованной мотивированной жалобы по проекту национального стандарта от заинтересованного лица;

3) несоответствие проекта национального стандарта требованиям законодательства Российской Федерации;

4) несоответствие проекта национального стандарта целям, задачам и принципам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом;

5) несоответствие проекта национального стандарта предполагаемой области его распространения, применения.

12. Предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта принимается простым большинством голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации в случае необходимости:

1) ускоренного внедрения результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

2) гармонизации национальных стандартов с международными стандартами, региональными стандартами, национальными стандартами иностранных государств;

3) апробации требований и накопления дополнительной информации в отношении новых видов продукции, процессов и технологий.

13. При равенстве голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации принятым считается предложение об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта.

14. По результатам экспертизы проекта национального стандарта технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения экспертизы представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации мотивированное предложение об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта.

15. В случае, если у члена технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации возникают обоснованные сомнения в том, что при принятии мотивированного предложения об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта консенсус был достигнут, указанный член технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения экспертизы может направить мотивированную жалобу о недостижении консенсуса в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

16. В случае недостижения консенсуса технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации подготавливает мотивированное предложение об отклонении проекта национального стандарта или об утверждении этого проекта в качестве предварительного национального стандарта.

17. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации на основании мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении национального стандарта с учетом мотивированной жалобы члена технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации о недостижении консенсуса при принятии техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении национального стандарта (при ее наличии) в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения такого предложения принимает решение об утверждении национального стандарта и дате введения его в действие, или об утверждении предварительного национального стандарта, сроке его действия, или об отклонении проекта национального стандарта.

18. В случае невыполнения требований к экспертизе проекта национального стандарта, предусмотренных настоящей статьей, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации отклоняет мотивированное предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта либо об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта. Решение об отклонении мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации с приложением указанных в части 6 настоящей статьи документов направляется в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения мотивированного предложения от технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации для проведения повторной экспертизы проекта национального стандарта.

19. Повторная экспертиза проекта национального стандарта, принятие мотивированного предложения о его утверждении в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта и направление указанного предложения в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации осуществляются в порядке, установленном частями 7 - 18 настоящей статьи и настоящей частью. Срок проведения повторной экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем тридцать дней со дня поступления в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации.

20. Информация об утверждении национального стандарта, предварительного национального стандарта, об отклонении проекта национального стандарта размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

21. В случае, если проект национального стандарта отклонен, решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта национального стандарта с приложением указанных в части 6 настоящей статьи документов и мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации направляется разработчику в течение семи дней со дня принятия такого решения.

22. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта национального стандарта может быть обжаловано в суд только после его обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.»


КАКОВ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА?

В соответствии со статьей 25 «Порядок разработки и утверждения предварительного национального стандарта» Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

«1. Разработчик предварительного национального стандарта (далее - разработчик) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации проект предварительного национального стандарта с обоснованием необходимости утверждения предварительного национального стандарта и с указанием перечня действующих документов национальной системы стандартизации или пунктов этих документов, которые отличаются от положений проекта предварительного национального стандарта. Разработчик также может представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации соответствующие заключения общероссийских общественных организаций, научных и (или) иных организаций.

2. Разработчик представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации информацию об использованных результатах научных исследований (испытаний) и измерений, положениях международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, а также сведения о практическом применении новых видов продукции, процессов и технологий, на основе которых разработан проект предварительного национального стандарта.

3. В течение семи дней со дня получения проекта предварительного национального стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации размещает указанный проект на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет его в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы указанного проекта.

4. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации проводит экспертизу проекта предварительного национального стандарта в соответствии с частями 7 и 8 статьи 24 настоящего Федерального закона. Срок проведения экспертизы проекта предварительного национального стандарта не может быть более чем шестьдесят дней со дня окончания публичного обсуждения проекта предварительного национального стандарта.

5. Срок публичного обсуждения проекта предварительного национального стандарта со дня его размещения на официальном сайте федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен быть не менее чем шестьдесят дней.

6. Полученные в электронной форме и на бумажном носителе в ходе публичного обсуждения замечания и предложения заинтересованных лиц федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации направляет в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации, осуществляющие экспертизу проекта предварительного национального стандарта.

7. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации на основании указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы проекта предварительного национального стандарта, а также полученных в электронной форме и на бумажном носителе в ходе публичного обсуждения замечаний и предложений заинтересованных лиц подготавливает мотивированное предложение об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта.

8. Мотивированное предложение об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта принимается на заседании технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации простым большинством голосов членов соответствующего технического комитета. При равенстве голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации принятым считается предложение об утверждении предварительного национального стандарта.

9. Мотивированное предложение об отклонении проекта предварительного национального стандарта принимается в следующих случаях:

1) нарушение порядка разработки проекта предварительного национального стандарта и (или) его оформления;

2) поступление обоснованной мотивированной жалобы по проекту предварительного национального стандарта от заинтересованного лица;

3) несоответствие проекта предварительного национального стандарта требованиям законодательства Российской Федерации;

4) несоответствие проекта предварительного национального стандарта целям, задачам и принципам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом;

5) несоответствие требований проекта предварительного национального стандарта предполагаемой области его распространения, применения.

10. Мотивированное предложение об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта, результаты экспертизы проекта предварительного национального стандарта с приложением указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов и анализа полученных в ходе публичного обсуждения замечаний и предложений заинтересованных лиц в срок не позднее чем в течение семи дней после принятия соответствующего мотивированного предложения направляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Указанные материалы размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до принятия решения об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта.

11. В течение тридцати дней со дня получения указанных в части 10 настоящей статьи материалов от технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об утверждении предварительного национального стандарта или об отклонении проекта предварительного национального стандарта. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об отклонении проекта предварительного национального стандарта по основаниям, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.

12. Информация об утверждении предварительного национального стандарта размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение семи дней со дня утверждения предварительного национального стандарта.

13. В случае, если проект предварительного национального стандарта отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации с приложением указанных в части 10 настоящей статьи документов в течение семи дней со дня принятия такого решения направляется разработчику.

14. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта предварительного национального стандарта может быть обжаловано в суд только после его обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

15. Предварительные национальные стандарты утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на срок не более чем три года.

16. Не позднее чем за девяносто дней до истечения срока действия утвержденного предварительного национального стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации или разработчик направляет результаты мониторинга и оценки применения предварительного национального стандарта в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для утверждения на его основе национального стандарта.

17. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации с учетом результатов мониторинга и оценки применения утвержденного предварительного национального стандарта на основе консенсуса подготавливает мотивированное предложение об утверждении национального стандарта.

18. В случае недостижения консенсуса технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации мотивированное предложение об отмене предварительного национального стандарта.

19. Срок подготовки техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении национального стандарта или об отмене предварительного национального стандарта не может быть более чем шестьдесят дней со дня поступления результатов мониторинга и оценки применения предварительного национального стандарта.

20. Мотивированное предложение об утверждении национального стандарта или об отмене предварительного национального стандарта направляется в течение семи дней со дня подготовки данного предложения в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

21. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в течение семи дней рассматривает поступившее мотивированное предложение об утверждении национального стандарта или об отмене предварительного национального стандарта и принимает решение об утверждении национального стандарта или решение об отмене предварительного национального стандарта по основаниям, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.

22. В случае принятия решения об утверждении национального стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует официальное опубликование утвержденного национального стандарта в течение тридцати дней со дня принятия такого решения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.

23. Действие предварительного национального стандарта прекращается в следующих случаях:

1) истечение трех лет со дня введения в действие предварительного национального стандарта;

2) утверждение федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации национального стандарта, который разработан на основе данного предварительного национального стандарта;

3) принятие федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации решения об отмене предварительного национального стандарта.»


Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие – 2-е изд.-М.: ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 224 с.

Кошевая И. П., Канке А. А. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 416 с.


Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 671 с.

Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт: ИД «ЮРАЙТ», 2013. - 411 с.

Сергеев А. Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров.- М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2013. - 838 с.